Рерих Николай Константинович: кратко о личности и о творчестве

Приветствую всех, друзья. С вами – Ирина Шмыголь. Я узнала о том, кто такой Рерих Николай Константинович кратко в 1990 году на выставке репродукций его картин. И с этого момента вся моя жизнь связана с творчеством, наследием и Философией всей семьи Рерихов.

По свидетельствам Елены Ивановны Рерих, которая обладала ясновидением и яснознанием, среди воплощений Индивидуальности Николая Рериха были Михаил Ломоносов и Леонардо да Винчи, Далай-лама и Таши-лама, и многие другие великие и обычные личности.

Пока не предполагаю пересказывать биографию Николая Рериха. Мне хочется, чтобы вы почувствовали глубину этой личности через его творчество и поэзию Людмилы Дмитриевой. Поэтому предлагаю вашему вниманию художественную композицию, которая была подготовлена мной и членами Полтавского общества Живой Этики много лет назад.

ВЕЧЕР ПАМЯТИ НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РЕРИХА В ПОЛТАВСКОМ ОБЩЕСТВЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ
(13.12.96)

ЧТЕЦ 1:

 

Каплю странного напитка
отопью из чаши на рассвете
и увижу, как слагает гимны древний риши, –
будто строит храм;
будто ткет из многомерной мысли
покрывало нас манящей тайны.
Дивную науку вспомню
в странном ритме гималайских гор:
“Там, на горах,
там, на Горах Святых,
таких таинственных —
других таких не знает Гор наш мир…

Там Дух Богов — как Зов,
как Предков Зов —
привычен, словно пульс,
и прост, как сердца стук в груди.

Найди. Узнай. Услышь
в себе тот тихий Зов…
Средь шума городов, слов, голосов
узнай!
И устремись к нему,
словно свеча — к огню,
и как к Огню —
огонь!”

Когда Луна и Солнце, Тишья и Юпитер
сойдутся наконец-то в одном доме,
и Три Звезды Благословенных соединят мосты миров —
и Крита Век вернется снова
для всех, в ком не погасло сердце.
Вновь возвратится Сатья Юга...
(Когда уже не станет сил, чтоб …ждать )

/Людмила Дмитриева/

ВЕДУЩИЙ: Среди заветов Дзонг-Ка-Па находится сообщение, что Архаты каждое столетие делают попытку просвещения мира. Но до сих пор ни одна из этих попыток не удалась. Сказано, что лишь когда таши-лама согласится быть рожденным в стране Пелингов, т.е. на Западе, и явится как духовный водитель, только тогда будут разрушены ошибки и невежество веков.

ВЕДУЩАЯ: Древнее предсказание сбылось. Вестник Учителей пришел в Россию и повел весь мир к Красоте Дальних Миров. Труден был его путь на Земле, но без этого не было бы и Величия Подвига. Прикоснемся мыслью к Великому Посланному и преклоним голову в благодарности. НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ…

 nikoolay-rerih.-portret-raboty-svyatoslava-reriha
Николай Рерих. Портрет работы Святослава Рериха

ВЕДУЩИЙ: Род Рерихов начинался в Скандинавии. Во времена Петра Великого с дедом Николая Константиновича произошло знаменательное событие. Вначале шведский генерал Roеriсh (дословно – “богатый славой”) был в числе вражеских воинов и воевал с русскими в Шлиссельбурге. Но вступил в конфликт со своим начальством, отказавшись разрушить русский храм. Он сказал: “С богами не воюю!” Петр I, узнав об этом, пригласил шведского генерала к себе на службу. С тех пор потомки таинственного тамплиера, носившего фамилию Рерих, в XVIII веке связали свою судьбу с Россией. И матерью Николая Рериха уже была потомственная русская – Мария Васильевна Калашникова, обвенчавшаяся с обрусевшим сыном шведского генерала Константином Федоровичем Рерихом. 9 октября 1874 года в их семье родился сын Николай.
С самого детства необыкновенно чутко проникал он в красоту природы, вбирая в себя ее таинства. Рано научился читать, мечтал о путешествиях. Учеба в частной петербургской гимназии Мая помогла раскрыть лучшие способности в нем. В 19 лет Николай Рерих одновременно поступает в Академию Художеств и на юридический факультет Петербургского университета. Помимо этого, пробует себя в различных литературных жанрах. Увлечением на всю жизнь становится и археология: в летние студенческие каникулы он участвует в археологических раскопках. Все это – как бы подготовка к выполнению задания Учителей.

ВЕДУЩАЯ: В 1899 году Николай Константинович встречает 20-летнюю петербургскую красавицу Елену Ивановну Шапошникову. С октября 1901 года их жизни сливаются в одну, полную любви и гармонии. Жесткая мужская воля смягчается мудростью женского сердца. Отныне – сотрудничество на всех планах: живопись, музыка, литература, археологические исследования. 1902 год подарил им сына Юрия, 1904 – Святослава.
Накопление земного опыта, упорная работа над собой приближают Николая Константиновича к тому моменту, когда становится возможным непосредственное сотрудничество с Учителем.
Сборник стихотворений Николая Рериха “Цветы Мории” символически рассказывает об этом.

 nikolay-rerih.-tsvety-morii
Николай Рерих. Цветы Мории

 

ВЕДУЩИЙ: Дал ли Рерих из России — примите.
Дал ли Аллал-Минг-Шри-Ишвара из Тибета
– примите.
Я – С НИМ.
Так начинается одно из стихотворений сборника. “Наставление Ловцу, входящему в лес” – это личный Указ Великого Учителя, данный Николаю Константиновичу Рериху для выполнения его в жизни в очень сложное и ответственное для эволюции время.

ВЕДУЩАЯ: Ловец, взяв сеть, входит в лес. Он готов к работе: вынослив, умел, опытен. Однако можно ли учесть всё, что бывает на охоте в неизвестном лесу? Поэтому надо быть постоянно настороже. Нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить знак, предупреждающий об опасности, и не только заметить такой знак, но и понять, что же он означает. И если это – угроза, то следует мгновенно приготовиться к защите, лучшей из которой является упреждающее нападение. “Оставь защищаться другим. Ты нападай. Ибо ты знаешь, для чего вошел ты. И почему ты не устрашился леса.”
Невежество является главной причиной всех бед человеческих. Но само по себе оно не может рассеяться или превратиться в нечто такое, из чего можно сложить следующую ступень восхождения. Невежество не может ничего строить, ничего созидать. Оно может только разрушать.
Кто поможет человечеству в тёмном лесу своего невежества?
Только Великие Учителя – эти гиганты, “наблюдающие во льдах за рекою мира”; только Сыны Света – Лучи Единого Света, приходящие в человеческих оболочках. Работа по преображению сознания отдельного народа или человечества в целом–- совместная работа Посланного и Пославшего, Ученика и Учителя, Ведомого и Ведущего. Они едины, как един Разум, олицетворенный на Земле человеком, а в Космосе – Высшим Существом.

ЧТЕЦ 1 читает стихотворение Н.К. Рериха

Значок

Рерих Н.К. Наставление Ловцу, входящему в лес 14.22 MB 28 downloads

Наставление Ловцу, входящему в лес. Аудиофайл. ...

ВЕДУЩАЯ: Божественным поручением Николая Константиновича Рериха было – нести мир через Культуру. Искусство во всей разновидности форм было его главным средством выражения.
Высок и священен был зов, дошедший до этого поклонника Красоты, и с ясным осознанием этого он исполнял каждое своё задание.

ВЕДУЩИЙ: Как ученый Н. К. Рерих являет собой синтез многих наук. Это дает ему возможность изучать историю человечества при помощи различных средств. Археология рассказывает о том, что на планете постоянно происходили величайшие переселения народов. В одной из своих работ Рерих отмечал, что человечество движется вспышками энергии. Следы этих вспышек он пытался найти в том разнообразном и огромном культурном материале, с которым столкнулся на маршруте Центрально-Азиатской и Монгольской экспедиций. Николай Константинович хорошо понимал, что исторические циклы подъемов и спадов, расцвета и упадка имеют энергетическую основу и связаны с действиями Великих Космических Законов, что они скорее естественны в своей основе, нежели социальны. Социальный элемент имел для него вторичное, как бы формообразующее следствие естественной стихии.

ВЕДУЩАЯ: Его привлекали переселения народов, их движение на протяжении тысячелетней истории человечества. Здесь он мог провести энергетические исследования, понять закономерности и неизбежность этих подчас всеохватывающих движений. “Проблема великих миграций – самая привлекательная в истории человечества. Какой дух двигал целыми народами и бесчисленными племенами? Какие катаклизмы гнали орды из родимых степей? Какое новое счастье и преимущества угадывали они в голубой дымке необъятной пустыни?” Именно этот необъяснимый динамизм и создавал те “вспышки энергии”, или “взрывы духовных накоплений”, которые потом, преодолев интертность земной материи, расчищали пространство для нового исторического развития, для Нового Мира, в глубинах которого оставались жить прекрасные легенды о затерянных племенах, подземных обитателях и затонувших городах. Именно эти передвижения, в ходе которых накапливалась эволюционная энергия, были предвестниками новых циклов в истории человечества.
“Глядя на безжалостные ледники Транс-Гималаев, на эту стерильную почву, на бесплодные скалы, где даже животных мало, где даже орлов увидишь редко, вы можете представить себе, как люди были движимы вперед и как от высоких гор они достигали просторов будущих пустынь.”

ВЕДУЩИЙ: Единство истоков всего человечества находит подтверждение и в культуре народов. Николай Константинович прослеживает многие общие черты в одежде, традициях, фольклоре. Серьезный научный анализ сочетается в Рерихе с глубокой интуицией. Все, что он делает, неразрывно связано с духовной эволюцией человека. Знаменитый индийский писатель и литературовед профессор Генголи пишет: “…его лёгкое, не требующее усилий перо, соперничая иногда с его кистью, беспрестанно исторгает жемчужины очерков, статей и духовных воззваний.”

ВЕДУЩАЯ: “Лучшие сердца знают, что в наши дни, во дни смертельной борьбы между механической цивилизацией и грядущей культурой духа, особенно трудны пути красоты и знания, особенно тягостны нападения чёрной пошлости. Но они и не скрывают, что борьба тяжела, и за ней уже растут крылья освобожденного Духа. Вы знаете, что лучшие красоты природы создались на месте бывших потрясений земли. Вы знаете восторг перед скалами, перед пропастями, живописными путями старой лавы. Изумляетесь кристаллом и морщиной каменных цветных наслоений. Бесконечную красоту дают конвульсии Космоса. Подумайте, сколько знамений явлено!
Залила кровью мир война. Засухи, ливни нарушили мирское устройство. Ушли озёра. Обрушилась вершина Монблана. Явил лик голод. Сколько условностей отживающей расы уже развалилось.
И среди развалин людских условностей уже возникает новая жизнь. И даже самые тупые начинают сознавать, что многое, зримое ими, не случайно. Новый Мир идёт!
Идёт среди изумлённых и потрясённых взоров. И в новом мире, в его новых храмах сложится новая жизнь, и в ней искусство и знание поддержат престол любви Божества.”

ВЕДУЩИЙ: “Помни о Красоте, не изгоняй её облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости! А если увидишь союзников, не отгони их, но найди всю меру благого вмещения, чтобы позвать нас на то же мирное необъятное поле труда и созидания. В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и взглянешь ты ввысь и прострешь крылья свои, как завоеватель суждённого Света.”

ВЕДУЩАЯ:

Твоя благодать наполняет
руки мои. В избытке льётся
она сквозь мои пальцы. Не удержать
мне всего. Не успеваю различать
сияющие струи богатства. Твоя
благая волна через руки льётся
на землю. Не вижу, кто подберёт
драгоценную влагу? Мелкие брызги
на кого упадут? Домой не успею
дойти. Изо всей благодати в руках
крепко сжатых я донесу только
капли.

Н.К. Рерих. Капли

ЧТЕЦ 2:

В жизни так много чудесного.
Каждое утро мимо нашего берега
проплывает неизвестный певец.
Каждое утро медленно из тумана
Движется лёгкая лодка и
всегда звучит новая песнь.
И так же, как всегда, скрывается
певец за соседним утесом.
И нам кажется: мы никогда
не узнаем, кто он, этот
певец , и куда каждое утро
держит он путь. И кому
поёт он всегда новую песнь.
Ах, какая надежда наполняет
сердце и кому он поёт?
Может быть,
нам?

nikolay-rerih.-slavyanskaya-traditsiya

ЧТЕЦ 3:

За моим окном опять светит
солнце. В радугу оделись все
былинки. По стенам развеваются
блестящие знамёна света. От радости
трепещет бодрый воздух. Отчего
ты не спокоен, дух мой? Устрашился
тем, чего не знаешь. Для тебя
закрылось солнце тьмою. И поникли
танцы радостных былинок.
Но вчера ты знал, мой дух,
так мало. Так же точно велико
твое незнанье. Но от вьюги было
всё так бедно, что себя ты
почитал богатым. Но ведь солнце
вышло для тебя сегодня. Для тебя
знамёна света развернулись.
Принесли тебе былинки радость.
Ты богат, мой дух. К тебе
приходит знанье. Знамя света
над тобою блещет!
Веселися!

ЧТЕЦ 2:

Свечи горели. Яркое пламя трепетным
светом всё обливало. Казалось: потухни оно —
темнота, словно пологом, плотно закроет глаза,
бесконечной, страшной завесой затянет.
Напрасно взоры скользнут, в пустоту утопая.
Полно! Один ли света источник
дрожащие, мрачные тени бросает вокруг?
Робко, украдкой сине-лиловый рассвет
тихонько в окошко струится,
гордым блеском свечей затуманен.
Никому не приметный, ненужный
серый отсвет бросает.
Свечи горели. В холоде отблеска утра
новый тон заиграл, тепловатый, манящий…
Хочется штору поднять, да и сам он дорогу
скоро пробьёт. Ласковый свет разливается.
Чёрный угол туманом затянут.
Ярче светлый… Вечный, могучий
светоч встает… А свечи?..

ВЕДУЩИЙ:

Не уходи, мой друг, в темноту.
Сядь так, чтоб я видел тебя.
Иначе призраки ночи,
займут твоё место.
Окружены мы тенями.
Вызвало их неразумное слово.
Их разогнать не умеем.
Им повелеть мы не можем.
Близится час полунощный.
Зажги, друг, ярче огонь.
К света источнику ты
обернись.

ЧТЕЦ 3:

К двери, друг, подойди.
Не бойся двери открыть.
Крепко светильник держи,
не затушил чтобы вихрь.
Слышишь, он к двери подходит.
Если, открыв, ты ничего
не увидишь — не бойся, он
все-таки здесь. Что должно
придти, то пришло.
Пришедшее
встретим.

ЧТЕЦ 2:

Мальчик, с сердечной печалью
ты сказал мне, что стал день короче,
что становится снова темнее.
Это затем, чтобы новая радость возникла:
ликованье рождению света.
Приходящую радость я знаю.
Будем ждать мы её терпеливо.
Но теперь, как день станет короче,
всегда непонятно тоскливо проводим мы
свет.

ЧТЕЦ 3:

На мощной колонне храма сидит
малая птичка. На улице дети
из грязи строят неприступные
замки. Сколько хлопот около
этой забавы! Дождь за ночь
размыл их твердыни, и конь
прошел через их стены. Но
пусть пока дети строят
замок из грязи, и на колонне
пусть сидит малая птичка.
Направляясь к храму, я не подойду
к колонне и обойду стороною
детские замки.

ВЕДУЩАЯ:

Тебе дам три медные монетки.
Укажу изготовить мне сласти.
Но если даже дам трижды три
медных монеток, ты не сможешь
изготовить мне сласти. Пойдёшь
за ними в лавку на рынок.
Какие там маги, что за три
монеты охотно дадут, что ты
дать не можешь? Но я пошлю
тебе иное уменье. Ты сам
дашь нам сласти, слаще
медов и ванили и благовоннее
смирны, во все времена дня
и ночи. За них не возьмешь ты
монеты.

ВЕДУЩИЙ:

Доживу ли? Сумею ли я
испытать мой знак,
вновь найденный?
Не могу я его показать никому.
Его власть рассказать я не смею.
Мы ходили далеко, а он
был оставлен так близко.
Прост по виду он был.
До приезда Царя я его сохраню
и по зову отдам Ему в руки.
Но пока он лежит у меня.
Наконец, я увижу его.
Сердцем я знаю, что он
настоящий. Ни твари, ни люди
не могут сделать его.
Мне показал он такое,
о чём рассказать я не смею.
________________

Грамотой тайной я запишу
и оставлю.

ВЕДУЩАЯ: Николай Константинович Рерих реалистичен и символичен одновременно. Его искусство многопланово. Его стихи – не просто стихи, а мудрые письмена. Его картины – не просто живопись. Это – полотна, в которых заключена тайна. Мудрость, наслоённая на полотно кистью художника – это Зов к человечеству. Зов из будущего. Это – призыв Космоса, устремляющий сознание человека к дальним мирам.
Тысячи картин написаны Николаем Константиновичем Рерихом. Около 2-х тысяч уникальных полотен созданы на Востоке и о Востоке. Большинство посвящено Гималаям. По признанию индийцев, они открыли заново свои священные горы, когда увидели полотна русского художника.

ВЕДУЩИЙ: Джавахарлал Неру говорил о Рерихе: “…я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учитель и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно – тысячи картин, и каждая из них – великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном…”

ЧТЕЦ 1:

“Будет всё так, как должно быть.
Хочу радоваться.
Прежде мы говорили: познание есть скорбь. Теперь скажем: познание есть радость. Ибо восторг радости глубже скорби.
Отчего затемнело? Отчего помутнело сознание?
Одна мать, держа на руках своего младенца, спрашивала: что есть чудо? Спрашивала, отчего чудеса не встречаются в нашей жизни. Держа в руках чудо, она спрашивала о том, что есть чудо?
Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, тёмные, не знаем их. Придите. Берите. Стройте.
Я чувствую силу начать новую страницу жизни. Мне ничто не мешает. Бывшее уже не касается меня.
И глаз мой вперед обращён.
Во всех бедствиях приближались новые люди. Нежданные. И протягивали руку. И предупреждали зло.И несли помощь.
Вот стоим перед темнотою. Знаем властные зовы и провозвестия, не знаем происходящее.
Не знаю о друзьях. Не обменяю друзей моих на врагов. И горжусь, что эти друзья были друзьями. Знайте это, друзья мои.
И врагами моими горжусь. Врагами мне посланы те, кого постыдно было бы друзьями считать.
Назвать нашу жизнь бедной нельзя. Жизнь была особенной. Немногие её знали. Волком, в стае, я никогда не ходил. Пусть буду медведем, лишь бы волком не быть. Поймёте?
Делаю земной поклон учителям. Они внесли в жизнь нашу новую опору. Без отрицаний, без ненавистных разрушений они внесли мирное строительство. Они открывали путь будущего. Они облегчали встречи на пути. Встречи со злыми, встречи с глупыми и с безумными…
И природа помогала в этих встречах. В ней забывались люди. В ней копились силы против злобы и против глупости. Невежество и пошлость. Еще страшнее злобы они.
Где оно – облако благодати, чтобы покрыть ожесточение сердца? Какою молитвою молчания можно вернуть тишину? Каким взором можно взглянуть в бездну неба? Все строения разрушаются бездонным творчеством облачным. Не в храм рукотворный, но в пустыню тишайшую отдам молитву мою. Выше облачных сводов не созидалось храмов. Ярче звезд и луны не светили огни торжеств. Измышления человеческие не испепеляли грознее молнии. Не уносили из жизни мощнее урагана. Где отличить то, что должно погибнуть, и то, что должно породить следствия.
Кончится чёрный век наш.
Что произойдёт ещё?
Звучит благовест.
Кончу словами белой книги. Помнишь, её мы любили вместе читать:
“Знай, что то, которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Единое, незыблемое.
Преходящи лишь формы этого Воплощённого, который вечен, неразрушим и необъятен.
Поэтому сражайся.”
Милый, веди свою битву! Мощно веди! Разве мы не увидимся? Знаем, где ждут нас.

 

В материале были использованы краткие выдержки из книг Николая Константиновича Рериха. В дальнейшем буду рассказывать о жизни Великого художника и мыслителя при помощи его творчества, его философии и знаний Елены Ивановны о его прошлом и будущем.

Николай Рерих так же, как и Елена Ивановна, достиг уровня Посвящённого и был принятым учеником Великого Владыки Мориа в течение многих жизней. И его миссия на Земле ещё не завершена. По информации Учителя, записанной Еленой Рерих, после своего ухода в 1947 году, Индивидуальность, бывшая в том воплощении Николаем Рерихом, вскоре воплотилась, чтобы выполнить задание, данное Владыкой для спасения России. Об этом я расскажу в другой статье.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: