Рерих Н.К.: биография художника и философа

Приветствую всех, друзья! С вами Ирина Шмыголь. С девяностых годов ХХ века я изучаю, как Рерих Н.К., биография его и всей семьи повлияли на эволюцию земного человечества.

Мы знаем, что Николай Константинович Рерих был великим русским художником. Слышали о его деятельности по защите мировой культуры. Но мало кто знаком с его философским и литературным наследием.

Но именно эта часть жизни Рериха интересует современников больше всего.

Расскажу основные вехи жизненного пути самого Николая Константиновича, Елены Ивановны, его жены, и сыновей Юрия и Святослава.

Род Рерихов начинался в Скандинавии. Во времена Петра Великого с дедом Николая Константиновича произошло знаменательное событие. Вначале шведский генерал Roerich (дословно – «богатый славой») был в числе вражеских воинов и воевал с русскими в Шлиссельбурге. Но вступил в конфликт со своим начальством, отказавшись разрушить русский храм. Он сказал: «С богами не воюю!»

Петр I, узнав об этом, пригласил шведского генерала к себе на службу. С тех пор потомки таинственного тамплиера, носившего фамилию Рерих, в XVIII веке связали свою судьбу с Россией. И матерью Николая Рериха уже была потомственная русская – Мария Васильевна Калашникова, обвенчавшаяся с обрусевшим сыном шведского генерала Константином Фёдоровичем Рерихом. 9 октября 1874 года в их семье родился сын Николай.

Н.К. Рерих в детстве.
Н.К. Рерих в детстве

С самого детства необыкновенно чутко проникал он в красоту природы, вбирая в себя её таинства. Рано научился читать, мечтал о путешествиях. В 19 лет, после окончания гимназии, Николай Рерих одновременно поступает в Академию Художеств и на юридический факультет Петербургского университета, там же посещает лекции исторического факультета. Помимо этого, пробует себя в различных литературных жанрах, собирает древние легенды и сказания, в летние студенческие каникулы участвует в археологических раскопках.

В 1899 году Николай Константинович встречает 20-летнюю петербургскую красавицу Елену Ивановну Шапошникову. С октября 1901 года их жизни сливаются в одну, полную любви и гармонии. Жёсткая мужская воля смягчается мудростью женского сердца. Отныне – сотрудничество на всех планах: живопись, музыка, литература, археологические исследования. 1902 год подарил им сына Юрия, 1904 – Святослава.

Елена Шапошникова (Рерих)
Елена Шапошникова (Рерих)

Встреча с Еленой Ивановной озарила строгую жизнь Николая Константиновича новым светом. Он сразу признал в ней ту «Ведущую», которая была уготована ему Судьбой. Признал безоговорочно ещё до того, как уяснил истинную суть этой Судьбы. Признал... и начал с того, что сам повёл Елену Ивановну к истокам знания. Их сотрудничество – идеальный обpазец незаменимых твоpческих сил, где нет большего и меньшего, а всё едино.

Вместе с Еленой Ивановной Николай Константинович путешествует по древнерусским городам, изучает архитектуру, делает зарисовки, пишет этюды. Елена Ивановна фотографирует старинные храмы. Талант Рериха проявляется и в графических работах, и в театрально-декорационной живописи. В 1914 году Николай Константинович расписывает церковь св. Духа в Талашкино, под Смоленском. Основной частью росписи была мозаика. Глубокую скорбь и заботу выражает образ Нерукотворного Спаса. Святые Рериха – его идея вечности жизни, духа, разума и доброты, идея высшего призвания каждого из людей и всего человечества.

С большим трепетом относился Николай Константинович к русской иконе.

Он писал: «Для одних икона была священным предметом, который из почитания можно наглухо забить гвоздями в золотой или серебряный оклад. Нам приходилось видеть чудесную живопись, забитую гвоздями, и варварство это происходило от почитания. Для других икона была какой-то кустарщиной, а прекрасные мастера-иконописцы презрительно назывались «богомазами». Когда мы ездили по Руси для ознакомления с фресками старых соборов и с чудесною иконописью, на нас смотрели, как на чудаков. ...мы отвечали, что пройдёт несколько лет – и те же хулители будут восхищаться якобы вновь открытыми русскими примитивами. Восхищение это будет не только на страницах научных трактатов по истории искусства, но будет оно в лучших художественных оценках. Мы прибавляли: "И завопят, и заохают, – будем их вопление пророчествовать».

В 1909 году Николая Константиновича Рериха удостоили звания академика Российской Академии Художеств. Его творчество рано обрело самостоятельность, яркую самобытность. Ни мучительных поисков, ни колебаний. Развитие шло свободно и неудержимо по пути, обусловленному ярчайшим талантом, своеобразием и глубиной мировоззрения, удивительной интуицией, знаниями истинного учёного.

Озарение не зависит от возраста: порой оно приходит очень рано, а иногда на склоне лет. Только собственные усилия на пути духовного совершенствования вызывают к действию накопленные богатства. Николай Константинович и Елена Ивановна глубоко изучают мировую философию. Они приходят к выводу, что только устремление к высотам духа достойно человека.

С 1916 года семья Рерихов оказалась вне пределов Родины: влажный климат Петербурга ослабил лёгкие Николая Константиновича, и врачи порекомендовали ему переехать в Сердоболь. После революции Финляндия отделилась от России, и путь домой был отрезан.

В 1918 году правительство Швеции предложило Николаю Рериху провести в этой стране серию выставок, и семья переехала в Стокгольм. Там Николай Константинович получил предложение от Дягилева осуществить художественную часть постановок в Лондоне «Князя Игоря» и других русских опер. Рерихи переезжают в Англию. Там сыновья продолжают учёбу в университетах, а Николай Константинович разворачивает сеть выставок своих картин.

Эскиз декорации Н.К. Рериха к опере "Князь Игорь"
Эскиз декорации Н.К. Рериха к опере «Князь Игорь»

В 1920 году в Лондоне Рерихи встречаются с Учителем Гималайского Братства. Им был открыт дальнейший путь служения Общему Благу: эволюция земного человечества задерживается ввиду духовного обнищания людей. Необходим духовный сдвиг сознания. И четверым Вестникам предстояло это сделать.

Бывают семьи, как гнезда света. Каждый из членов такой семьи вызывает изумление и восхищение. И путь жизни, и цель жизни у них одни; и неповторимая по своим индивидуальным особенностям деятельность каждого не вызывает противодействия, так как преследует ту же цель, что и у остальных. И каждый член семьи приносит на общий семейный алтарь свой дар на Общее Благо, на духовное возрождение человечества.

Жизнь Рерихов была наполнена служением Прекрасному, подвигом самоотвержения. Эта семья настолько уникальна, что в обозримой истории что-то подобное сложно отыскать.

Николай Константинович – учёный, философ, писатель-гуманист, художник.

Елена Ивановна – вдохновительница всего творчества Николая Константиновича. Она принесла людям знание о величии Мироздания, о приближающейся Эпохе новых энергий, сама стала связующим звеном между Землёй и Небом.

Юрий – старший сын четы Рерихов. Величайший востоковед современности. Знал около 30 языков, включая многие наречия азийских народов. Философ и военный.

Рерих Юрий
Рерих Юрий

Святослав – младший сын. Так же, как и его отец, был учёным и всемирно известным художником.

Каждый из четверых близким ему языком говорил о главном – великом предназначении человека, о том, что Космос одухотворён и нет мёртвой материи. Все Мироздание эволюционирует, т.е. движется к более совершенному проявлению. И человек может стать сознательным творцом и сотрудником Высших Сил Света. Но когда люди предпочитают эволюции духа эволюцию материи, тогда они начинают деградировать и возвращаются к примитивному уровню сознания. Самый страшный враг всего светлого и эволюционного – невежество. Н.К. Рерих говорил: «Малое знание страшнее всего».

«Люди зашли в тупик. Но молнии осветят их путь, и гром разбудит спящих.

Горы обрушились. Озёра усохли. Ливни снесли города. Явил лик голод. Но молчит дух человеческий»

«Мы являемся свидетелями великого мирового переустройства. Новые законы уже вписаны в скрижалях Вечности. Но великое Откровение ещё не принято. Горе отвергнувшим дух и прозябающим в невежестве, в немощи и грязи нравственной. Новый Мир грядёт в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом».

Встань, друг. Получена весть.
Окончен твой отдых.
Сейчас я узнал, где хранится
один из знаков священных.
Подумай о счастье, если
один знак найдём мы.
Надо до солнца пойти.
Ночью все приготовить.
Небо ночное, смотри,
невиданно сегодня чудесно.
Я не запомню такого.
Разве не видишь ты
путь к тому, что
мы завтра отыщем?
Звёздные руны проснулись.
Бери своё достоянье.
Оружье с собою не нужно.
Обувь покрепче надень.
Подпояшься потуже.
Путь будет наш каменист.
Светлеет восток. Нам
пора.

«Священные знаки» – это вехи для прозрения духа на его земном пути. Кармически они расставлены, но по закону свободной воли должны быть найдены и опознаны самостоятельно, и так же самостоятельно применены при выполнении поручения в каждом воплощении. Это – общий закон для всех рождённых, а именно в силу этого космического закона каждое воплощение великого духа, который опережает свою эпоху и появляется, чтобы возводить земные ступени светлого будущего, – является жертвой.

В ноябре 1920 года трое Рерихов переезжают в Америку (Юрий остаётся в Европе продолжать образование). По инициативе Николая Константиновича в Чикаго открывается международное общество художников, общество «Венец Мира» (Corona Mundi), в Нью-Йорке – институт объединённых искусств. Ведётся различная культурно-просветительская деятельность. Святослав учится в Колумбийском университете.

В 1923 году Рерихи переезжают в Индию, позднее к ним присоединяется Юрий. Они готовятся к проведению Центрально-Азиатской, или Трансгималайской научно-исследовательской экспедиции. Так как необходима внешняя связь с миром во время прохождения по маршруту, Святослав Николаевич временно возвращается в Америку.

Там продолжает своё художественное образование и ведёт общественно-просветительскую работу, которую начал его отец. Основательные познания в области изобразительного искусства и блестящие организаторские способности выдвигают молодого Рериха на посты директора Международного центра «Корона Мунди» («Венец Мира») и вице-президента Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Под руководством Святослава Николаевича проводятся международные выставки и конкурсы, налаживается связь между музеями Америки, Европы, Азии по обмену и атрибуции произведений искусства.

6 марта 1925 года Трансгималайская экспедиция начала свой путь из Дарджилинга и через три года возвратилась туда же. Сейчас трудно представить всю необычность и сложность этого маршрута. Экспедиция Н.К. Рериха пролегала по труднодоступным районам Центральной Азии.

Из дневниковых записей Николая Константиновича и Юрия Николаевича мы узнаем обо всех трудностях этого маршрута. Дух Рерихов проверялся на прочность. Они выполняли космическую миссию, а разрушительные силы им яростно в этом мешали.

Несколько раз экспедицию задерживали на маршруте. Для объяснения выдвигались самые невероятные причины. Люди всё время были в напряжении: угроза вооружённого нападения на экспедицию не снималась до последнего момента.
Юрий Николаевич был ответствен за охрану экспедиции. Не забудем, что в то время ему было 23 года. Знание языков, дипломатическое искусство и необычайная сила духа помогали улаживать многие конфликты.

На границе Тибета перед наступлением суровой зимы экспедиция была задержана почти на 4 месяца. Большинство людей и животных, сопровождавших экспедицию, не выдержало 50-градусного мороза и погибло. Только сила духа и ответственность поручения помогли Рерихам выстоять.

Что двигало ими в неустанном творческом труде? Почему после прохождения Рерихов по определённым местам там начинала возрождаться культурная деятельность?

Их огонь сердца светил многим. Обладая огромными духовными силами, Рерихи шли как вестники Новой Эпохи огненных энергий, закладывая магниты на местах развития будущих цивилизаций.

В Древней Руси, начиная с XII века, многие путешествовали на Восток в поисках «земного рая». Остались свидетельства тех, кто видел страну ослепительного света, спорившего с солнечным. В XVII в. Старообрядцы-раскольники назвали эту землю «Беловодье» и не раз отправлялись на её поиски. Индийцы считали священную гору Меру центром мира и источником счастья, тибетцы и монголы страну бессмертия и высшей справедливости называли «Шамбала».

Рерихи встречаются там с Учителями человечества, Гималайскими Махатмами. На Земле существует более высокая, чем наша, человеческая, ступень Разума. Это подтвердили научные исследования учёных-космистов К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского.

Великие Учителя уже миллионы лет помогают в развитии сознания людей. Сотрудничество и помощь – основные законы Космоса. Планета, где побеждает зло, существовать не может: она саморазрушается. Только добро бесконечно совершенствуется. Поэтому Учителя сознательно пошли на Жертву и сейчас в кровавом поту удерживают равновесие Земли.

Располагается Твердыня Братства Великих Учителей в высокогорных областях Гималаев. Из земного человечества туда попасть может только тот, кто позван Ими. А чем же должны отличаться такие люди?

Самое главное, – это желание бескорыстно помогать человечеству, отказ от жизни ради себя, желание жить и работать для других. Такими и были четверо Рерихов. Их сотрудничество с Великими Учителями дало миру обновлённое и очищенное от искажений Учение Жизни – Живую Этику (Агни Йогу – Йогу Огня). Это – одна из высочайших вершин духовных достижений, воплощающая в себе синтез философского, нравственного и научного осмысления Мира, намечающая пути созидания новой, более совершенной эволюционной ступени нашей планеты как органической части Космоса.

Это Учение пронизывает мысль о целесообразности построения Вселенной, о неразрывном единстве настоящего, прошлого и будущего в ходе культурно-духовной эволюции человечества. Эта идея была положена в основу Знамени Мира, предложенного Рерихами.

Знамя Мира
Знамя Мира

Учение включает в себя 14 книг, в названиях которых выражена их основная тема:

ЗОВ – дух человеческий зовёт к высотам совершенствования.

ОЗАРЕНИЕ – пробуждение человека к духовной жизни; изменение привычного мышления, расширение сознания способствует проявлению духовных способностей.

ОБЩИНА – всемирное братство людей, содружество и сотрудничество в продвижении по пути эволюции.

АГНИ ЙОГА – книга о свойствах психической энергии как четвёртого измерения пространства.

БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ (I, II ч.) – космические знания о беспредельном совершенствовании духа, о бессмертии.

ИЕРАРХИЯ – понятие Лестницы Иакова: подчинение низшего высшему на всех ступенях духовной эволюции.

СЕРДЦЕ – самый мощный рычаг жизни Космоса, трансмутатор и аккумулятор космических энергий.

МИР ОГНЕННЫЙ (I, II, III ч.) – о качестве мышления и космических законах, об огненном очищении человечества.

АУМ – символ сочетания высших энергий, обращение к Высшему, молитва.

БРАТСТВО – в несменном служении пребывают Великие Души, ведущие человечество по пути эволюции.

НАДЗЕМНОЕ – о жизни в дальних мирах, на духовных планах Бытия.

Не оторванное от жизни, не уводящее, но созидающее – таково Учение Махатм. Они говорят о научных основах существования. Они направляют к овладению энергиями. Они говорят о тех победах труда, которые превратят жизнь в праздник. Всё предлагаемое ими не призрачно, не эфемерно, но реально и касается самого всестороннего изучения возможностей, предлагаемых нам жизнью. Без суеверия и предрассудков.

Близко время, когда энергии Агни – космического Огня, подойдут к нашей планете и создадут новые условия для жизни. Одухотворённый космос «Живой Этики» даёт нам возможность понять, что человек способен влиять на свою эволюцию, осознанно продвигаясь по её спиралям.

Энергетика человека, являясь частью энергетической структуры Мироздания, находится во взаимодействии с этим беспредельным целым. На всех уровнях Космоса идёт энергетический обмен, который является движущей силой эволюции. Учение указывает, что, в отличие от прежних эпох постепенной эволюционности, Новая Эра наступит стремительно. Мы видим действие этих энергий все чаще. И поэтому «Агни Йога» призывает учиться организации психической энергии, которая заложена во всей природе, и особенно выражена в человеке. Она связана с огнём пространства и представляет основание эволюции. Дух человека, являясь одной из сил природы, формирует то энергетическое поле культуры, без которого невозможен путь совершенствования.

Человечество стоит сейчас у порога Нового мира. Огненные энергии приближаются к Земле, чтобы очистить пространство планеты. Соединение огней лучших человеческих действий, стремления к совершенствованию с огнями пространства, с Огнём Святого Духа, – это и есть то Огненное Крещение, о котором говорил Иисус Христос. И вот, в преддверии этого нового эволюционного витка, в 20-х годах ХХ века, начался эволюционный эксперимент, впервые в истории человечества научно описанный и осмысленный.

Эксперимент проводили Космические Иерархи, Старшие Братья человечества. А звеном, соединяющим человечество с Обителью Света, была русская женщина Елена Ивановна Рерих, от которой теперь зависела судьба космической эволюции планеты Земля. Но об этом тогда знали лишь самые близкие. И мало кто понимал, что с начала ее мучительного эксперимента над планетой загорелась заря Нового Мира.

Елена Ивановна принимала огненные энергии, приближающиеся к Земле, и трансмутировала их, проводя через открытые центры своего организма. Николай Константинович облекал сокровенные знания в доступную многим форму – картины, статьи, поэзию. Юрий Николаевич, старший сын, через науку, сближение русского и восточных языков обращал взоры людей к Высшему Знанию. Святослав Николаевич готовился принять эстафету Учения после завершения земного пути старшими Рерихами.

14 октября 1925 года, во время прохождения по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, Николай Рерих получает долгожданную весть: ему с семьёй разрешён въезд в Советский Союз. Он, Елена Ивановна и Юрий Николаевич прожили в Москве 2 месяца. Николай Константинович был на приёме у Чичерина и Луначарского с Посланием Великих Учителей и предложением помощи в строительстве новой страны.

Обращение Махатм не было воспринято всерьёз, а над жизнью Рерихов нависла угроза. Они едут на Алтай, где Николай Константинович проводит несколько недель в поисках подтверждения своей гипотезы о великом переселении народов. В сентябре 1926 года Рерихи возвращаются на маршрут Трансгималайской экспедиции, которая была завершена в конце мая 1928 года. За это время был собран уникальный научный материал. Кроме того, Николай Константинович написал около 500 картин и этюдов, сделал множество зарисовок.

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции в долине Кулу (Индия) был основан Гималайский институт научных исследований «Урусвати», который обрабатывал результаты экспедиции, проводил исследования по различным отраслям знаний. Директором института стал Юрий Рерих.

О его деятельности он говорил так: «Институт гималайских исследований состоял из двух отделений – ботанического и этнолого-лингвистического, которое также занималось изучением и разведкой археологических памятников... Не остался институт чужд и проблемам изучения космических лучей в высокогорных условиях... Была собрана и богатая коллекция тибетской фармакопеи, причём, в этих многолетних работах приняли деятельное участие тибетские ламы-лекари».

Святославом Николаевичем проводилась работа по созданию действенного средства против рака и туберкулёза. Институтом велась переписка с Н.И. Вавиловым.

В 1934-35 годах Николай Константинович и Юрий Николаевич после поездки в Европу и Америку совершают экспедицию в Манчжурию, Западный Китай, Внутреннюю Монголию и посещают Японию.

Творчество Николая Константиновича насыщено новыми красками. Наряду с циклами о Древней Руси, Карелии, о святых-подвижниках, о героях-богатырях появились картины горных вершин. Сокрытая всемогущая, таинственная сила мудро и спокойно властвует над миром. Кажется, что эти массивы хранят в себе письмена наших судеб. Величайшая тайна мира – Гималаи. «Несказуемой древностью дышит от этих гор. Песочная дымка точно возносит их в небо. И горы, вместо смысла ограничения и преграды, опять влекут ввысь».

«Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключён в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человечные слова исходят на снежных высотах».

Что сокрыто в неизвестных пещерах, какое знание охраняется там до срока? Многое из того, что человечеству не дано пока понять, Н.К. Рерих отразил в своих картинах.

Картины Николая Рериха знают многие, но писателя, поэта Рериха знают меньше или не знают совсем. Многие обвиняют его в идеализме, но он, ведь, – и учёный, и философ. Его Письмена – как некие заповеди человечеству, мудрые тайны, требующие работы нашего духа.

Ошибаешься, мальчик! Зла – нет.
Зло сотворить Великий не мог.
Есть лишь несовершенство.
Но оно так же опасно, как то,
что ты злом называешь.
Князя тьмы и демонов нет.
Но каждым поступком
лжи, гнева и глупости
создаём бесчисленных тварей,
безобразных и страшных по виду,
кровожадных и гнусных.
Они стремятся за нами,
наши творенья! Размеры
и вид их созданы нами.
Берегися рой их умножить.
Твои порожденья тобою
питаться начнут. Осторожно
к толпе прикасайся. Жить трудно,
мой мальчик, помни приказ:
жить, не бояться и верить.
Остаться свободным и сильным.
А после удастся и полюбить.
Темные твари все это очень
не любят. Сохнут и гибнут
тогда.

 

В жизни так много чудесного.
Каждое утро мимо нашего берега
проплывает неизвестный певец.
Каждое утро медленно из тумана
движется лёгкая лодка и
всегда звучит новая песнь.
И так же, как всегда, скрывается
певец за соседним утесом.
И нам кажется: мы никогда
не узнаем, кто он, этот
певец, и куда каждое утро
держит он путь. И кому
поёт он всегда новую песнь.
Ах, какая надежда наполняет
сердце и кому он поет?
Может быть,
нам?

Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки. Кто сложил бывшие
города. Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Все полно подвигов. Везде
герои прошли. «Знать» –
сладкое слово. «Помнить» –
страшное слово. Знать и
помнить. Помнить и знать.
Значит – верить.
Летали воздушные корабли.
Лился жидкий огонь. Сверкала
искра жизни и смерти.
Силою духа возносились
каменные глыбы. Ковался
чудесный клинок. Берегли
письмена мудрые тайны.
И вновь явно все. Все ново.
Сказка – предание сделалось
жизнью. И мы опять живём.
И опять изменимся. И опять
прикоснёмся к земле.
Великое «сегодня» потускнеет
завтра. Но выступят
священные знаки. Тогда,
когда нужно. Их не заметят.
Кто знает? Но они жизнь
построят. Где же
священные знаки?

Н.К. Рерих. Великий Дух Гималаев.
Н.К. Рерих. Великий Дух Гималаев.

 

Я нашёл, наконец, пустынника.
Вы знаете, как трудно найти
пустынника здесь, на земле.
Просил я его, укажет ли
он путь мой и примет ли
он благосклонно мои труды?
Он долго смотрел и спросил,
что у меня есть самое любимое?
Самое дорогое? Я отвечал:
«Красота». – «Самое любимое
ты должен оставить». – «Кто
заповедал это?» – спросил я.
«Бог», – ответил пустынник.
Пусть накажет меня Бог –
я не оставлю самое прекрасное,
что нас приводит
к Нему.

Рассматривая искусство как воплощение всего лучшего, что создано человечеством, Рерих не мыслил без него существования, продвижения вперёд. Поэтому, считал он, необходима надёжная охрана культурных ценностей.
«Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишённое внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живёт и способствует обмену и накоплению энергии».

В течение многих лет Н.К. Рерих работал в содружестве с деятелями различных областей искусства и науки над созданием пакта о защите памятников истории и культуры, который впоследствии назвали Пактом Рериха. Мысль о мире через культуру возникла ещё в 1904 году. В 1933 году в Вашингтоне состоялась Третья международная конференция Пакта и Знамени Мира, где было представлено 35 стран. Двумя годами позже Соединённые Штаты и все 20 латиноамериканских стран подписали договор Пакта Рериха.

Вторая мировая война как бы перечеркнула пункты Вашингтонского договора. Тьма расползлась по планете. Николай Константинович предчувствовал это, предостерегал, звал к объединению. В трудный час все мысли Рериха были о Родине. Им и Святославом проводились выставки-продажи картин, деньги от которых отправлялись в Советский Союз для помощи раненым. Статьи и картины того времени были наполнены болью, и, в то же время, уверенность в победе была непоколебимой.

Окончательно пакт Рериха был подписан большинством стран в 1954 году.

Рерихи живут и работают в Индии, надеясь на возвращение домой. Друзьям Николай Константинович пишет: «Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа, мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий – в науке, Святослав в искусстве прочно укрепились. Велики нахождения Елены Ивановны. Её записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Для народа русского мы трудились. Ему несём знания и достижения».

После окончания второй мировой войны Николай Константинович хлопочет о выездных документах. Упаковывает картины в ящики, готовит их к отправке в Москву. Среди радостных волнений его настигает болезнь. В декабре 1947 года земной путь Николая Константиновича Рериха завершился на Гималаях.

Николай Константинович Рерих
Николай Рерих. Портрет работы Святослава Рериха

Елена Ивановна и Юрий Николаевич покидают долину Кулу и переезжают в Калимпонг, Святослав Николаевич со своей женой Девикой Рани-Рерих, известной индусской киноактрисой, поселяются на юге Индии, в Бангалоре.

Елена Ивановна продолжает переписку с огромным количеством корреспондентов по вопросам Учения, пишет философские труды: книгу «Основы буддизма», посвящённую великой религии освобождения и светлой личности её основателя; сборник легенд и апокрифов «Криптограммы Востока», насыщенный известными и малоизвестными фактами из жизни Христа, Будды, Апполония Тианского, Сергия Радонежского, правителя Индии Акбара; очерк «Преподобный Сергий Радонежский», освещающий жизнь замечательного духовного деятеля и «собирателя земли Русской».
Родина также не успела принять свою выдающуюся дочь в свои объятия, и Елена Ивановна Рерих уходит из жизни на Гималаях на 76-ом году жизни. 5 октября 1955 года стало днём завершения её земного пути.

Юрий Николаевич Рерих, продолжая миссию семьи, в 1957 году приезжает в Россию. Ему предстоит вернуть имя отца Родине, дать возможность Учению Жизни прорасти на земле будущей, шестой расы.

«Когда появится Новая Звезда, тогда время ехать», – сказала Юрию Николаевичу перед своим уходом Елена Ивановна. Картина Николая Рериха «Звезда Героя» была посвящена сыну Юрию – человеку, готовому выйти на подвиг. И появление кометы было ему знаком того, что наступил срок для нового подвига.

Святослав Рерих. Звезда Героя.
Николай Рерих. Звезда Героя

Елена Ивановна предупредила, что ему будет дано всего три года в России. К сожалению, вряд ли найдётся период более тяжёлый, чем эти годы в Москве.

 

Святослав Рерих. Пиета
Святослав Рерих. Пиета

Картина Святослава Николаевича «Пиета́», написанная в 1961 году, посвящена брату. Мать держит на руках сына-мученика, снятого с креста, убитого теми людьми, которым он отдал всё: знания, работу, жизнь. Изменились ли мы? Или всё ещё готовы стать против каждого, кто нам чужд, непонятен? Но без надежды жить нельзя: беспросветный тёмно-синий фон боли в картине пересекается розовым лучом надежды... Разве, чтобы понять, оценить, нужен нам был такой удар?

 

«Они умеют почитать только мёртвых», – когда-то с горечью заметил Николай Константинович.

Когда Юрий Николаевич вернулся на Родину, он включился в работу с большим напряжением. В течение трёх лет, пока он жил в России, он сделал невероятно много для пробуждения подлинной духовной культуры.

Теперь трудно представить, какие невероятные преграды, особенно со стороны художников, ему надо было преодолеть, прежде чем после семи с лишним месяцев открылась первая выставка картин Николая Константиновича Рериха в Москве, за которой последовали выставки в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах, а в 1960 году состоялась выставка Святослава Рериха. Юрий Николаевич добился того, что начали публиковать литературное наследие Николая Константиновича, издавались репродукции, альбомы, монографии, был снят фильм, вышли передачи по радио, по телевидению.

Сам он прочёл огромное количество лекций об отце, о его живописи, литературных трудах, философии и экспедициях. Своими лекциями он начал вносить ясность в вопросы о восточных йогах, и очень много читал лекций по вопросам восточной литературы, философии и религии, начал издавать серию буддийской классической литературы, чему в большой мере препятствовали атеистически настроенные коллеги. Готовил для издания свои работы, обучал в Институте Востоковедения новых исследователей-аспирантов.

Учёный работал напряжённо, но гармонично, без суеты, бережно используя своё и чужое время.

Многие впервые услышали из уст Юрия Николаевича о рериховской Центрально-Азиатской экспедиции. От него окружавшие его люди узнали о сути Учения «Живая Этика». И узнали об этом не из книг, а от самого носителя этих идей. Он был богато одарён духовно, и беседы об Учении давали слушателям возможность соприкоснуться с Высшим. Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не хватало в те годы культурной России. Он был магнитом, собравшим вокруг себя устремлённых людей.

Жизнь Юрия Николаевича Рериха – путь жертвенности, путь труда на Общее Благо. Мало кто знал о духовном одиночестве Юрия Николаевича, сильной утомляемости от большого города, беспрерывных трудностях и препятствиях, бытовых неудобствах.

Юрий Рерих
Юрий Рерих

Что составляло кредо этого человека? Это – внутреннее видение и слышание всей жизни, это особая восприимчивость качеств его сердца. Оно было настолько развито, что он видел и чувствовал в кажущихся обычными явлениях знаки, на которые ориентировался, которые определяли его выбор в решающие моменты.

Юрий Николаевич оценивал людей по внутреннему огню, который он просто называл энтузиазмом, другими словами, – по способности бескорыстно отдать себя работе на Общее Благо.

Юрий Николаевич был исключительно великодушным человеком. Он никого не осуждал, а внимательно оценивал; несмотря на свой высокий интеллектуальный уровень, не выставлял свои знания напоказ. Все, соприкоснувшиеся с Юрием Николаевичем, получали от него духовную теплоту и внутреннюю радость.

Нужно особенное бесстрашие, чтобы загореться духом. Личность должна исчезнуть, должно исчезнуть всё, что касается личности. Юрий Николаевич учил этому всей своей жизнью. Ведь он знал, что возвращается в Россию на три года, не больше; что он скоро уйдёт из этой жизни, но ведь совершенно не торопился. Он смотрел с прекрасной улыбкой в глазах, совершенно спокойно, без суеты, работал над книгами и научными трудами.

«Надо действительно загореться духом: не читать про дух, не говорить и не докладывать о духе, и не пытаться вывести формулу духа, потому что не получится; потому что, где начинается дух, там начинается Беспредельность, Вечность, и там теряются наши три измерения».

Конец 50-х – время очень неспокойное: некоторые ещё сидели в лагерях за имя Рериха. Юрий Николаевич говорил:

«Собираться не надо – встречаться надо. Единение очень нужно».

Он считал, что духовное строительство происходит с глазу на глаз, в духовной беседе.

Юрий Николаевич говорил, что Агни Йога дана для нескольких будущих столетий. Нового Послания для человечества, нового Учения не будет. Он твёрдо сказал: «Никаких новых Учений, слишком много дано человечеству, пока всё это не будет осуществлено, нового не появится».

С 1960 года, после ухода из жизни Юрия Николаевича, Святослав Николаевич один продолжает миссию Рерихов.
Ведётся огромная просветительская работа, продолжается деятельность по Пакту Мира, пишутся полотна необычайной яркости и глубины. На Родине и во многих странах проводятся выставки его картин.

В последние годы Святослав Николаевич Рерих часто приезжал в Москву, передал своему народу огромное культурно-философское наследие всей своей семьи.

Святослав Рерих
Святослав Рерих

Святослав Николаевич часто повторял, что самое лучшее, что может сделать человек для других, – это улучшить самого себя.

«То, что ищет человек совершенный, находится внутри него, а то, что ищет несовершенный, – у других. Смысл человеческой жизни – в достижении красоты, гармонии, в самовыражении. Самая большая задача – это самосовершенствование во всём. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это его устремление неизбежно отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит его поведение в лучшую сторону. Мы все, живые существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция – это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному», – так говорил Святослав Николаевич Рерих.

Земной путь последнего из Рерихов завершился в Индии 30 января 1993 года.

Рерихи – Вестники из Будущего. Они указали нам путь и позвали за собой. Найдём в себе силы и мужество устремиться за ними.

Он был слепым,
великий проповедник Бэда.
И поводырь-мальчишка,
однажды до смерти устав бродить
в пустыне,
остановился здесь, у невысоких скал:
«Вот, наконец, тебе и люди, —
он старику солгал. –
Теперь ты можешь говорить им
своё Слово. Но только побыстрей.
Уже заходит солнце. Они устали за день.
А им ещё и в храм идти,
пpосить у бога хлеба и защиты.»

И, как стpуна натянутая, стал вдpуг Бэда.
Он, духом возмутясь,
оборотясь к камням, заговорил:

«Пока добро, на бога уповая,
бьёт лбом своим в пороги Храмов,
зло в это время забивает гвозди
в ладони их богов! Безумный мир!
Прислушайся! Разве не слышен стук?

Если живёшь ты только для себя,
спроси себя, кому же нужен ты?
А если все-таки кому-то нужен,
то встань немедля! И пойди,
и оботpи своим подолом слезу невинного!
И заслони его собой
перед стрелой!
Прислушайся! Разве не слышен стон?

Не уповай, добро, на бога!
Но рясу несопротивленья злу
смени на звонкую кольчугу!
И, как из ножен золотых,
ты вытащи из сердца
меч!
И закали в борьбе!
Земле сейчас, как никогда,
нужны герои!
Идёт Армагеддон —
со злом последний бой,
как Страшный Суд.
Ты с кем?
Прислушайся! Разве не слышен зов?!
Кто же зовёт тебя?
Добро иль зло?»

«Добро! – загрохотало эхо в скалах. –
И мы готовы встать крепостной стеною
пеpед летящею в него стpелой!»

Он был слепым,
великий пpоповедник Бэда,
но видел всё.
«Когда-то эти камни, — подумал он, —
сказали мне чуть слышное «Аминь»...
Ну, а сегодня я их, пожалуй,
уже сдвинул с места.
Прислушайся! Разве не слышен шаг?»

 

На протяжение всей эволюции человечества появлялись люди, которые силой своего духа вели за собой к высотам Знания и Красоты. Ими были и вожди, и учёные, и философы, и деятели культуры и искусства, и просто те, кто не мог жить во тьме предрассудков и нёс людям огонь своего сердца. Всегда в народе жило сказание об Атлантах, держащих Землю на своих плечах. И ведь действительно существует на планете Твердыня Света, откуда постоянно стремится помощь заблудшему человечеству. Великие Души, опередившие людей на пути эволюции, посылают в мир своих вестников, чтобы указать путь и расставить вехи. Такими Посланниками стали четверо Рерихов.

Я использовала в своей статье сценарий Вечера памяти, посвящённого выставке картин Николая Константиновича Рериха в Полтавском художественном музее в 1997 году. Всё творчество и вся жизнь поместились сейчас в несколько слов: Рерих Н.К., биография. Но остались его картины и книги, которые согревают душу и зовут к немыслимым высотам.

Воистину, Николай Рерих – Ловец человеческих душ. И Благо тем, кто откликнется на его зов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: