Картины Рериха: горы и не только

Приветствую всех, друзья! С вами Ирина Шмыголь. В конце ХХ века я имела счастье видеть картины  Рериха – горы, которые экспонировались в течение нескольких недель в Полтавском художественном музее. Выставку принимало Полтавское Общество Живой Этики, в котором на тот момент я была активным членом.

Мы создали несколько пар экскурсоводов и проводили экскурсии для тех, кому это было интересно. Мы говорили о самом художнике, о его философии, о картинах, об их скрытом от обыденности смысле.

Как-то я услышала от одного из полтавских художников: «Я бы тоже такое нарисовал». Но почему-то до сих пор я не видела выставок его работ.

Так что же так манит в картинах Николая Рериха? Что в них есть такого, чего нет у других?

Н.К. Рерих. Великий Дух Гималаев.
Н.К. Рерих. Великий Дух Гималаев.

По этому поводу хочется вспомнить слова Елены Ивановны Рерих, которые она написала вскоре после ухода Николая Константиновича из жизни:

«Вы знаете, насколько В.Вл. [Великий Владыка] ценил картины Н.К., как называл его лучшим современным художником, как хотел утвердить его искусство по всему Миру, чтобы напитать души, ищущие и жаждущие Красоты.

Любование картинами Н.К. знак добрый, ведь только чуткие, сердцем не ожесточившиеся, могут восчувствовать красоту этих творений. Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойдённым в этой области.

…Истинно, мир осиротел с его уходом.

Выставка его картин собирала десятки тысяч и подымала их вибрации в восторженном восприятии чудесных красок и образов, им близких…

Сколько блага проливалось такими воздействиями! Кто знает, сколько людей было исцелено от начинающегося злого недуга или забыли о тяжкой обиде или намерении недобром? – В этом радость Великого Творца».

Действительно, стоя у картин Николая Рериха, ты забываешь о суете, которой наполнена наша жизнь. Его произведения – это окна в иной мир. Энергетика картин настолько мощна, что иногда ощущается дрожь во всём теле.

Н.К. Рерих. Сокровенное сокровище горы
Н.К. Рерих. Сокровенное сокровище горы

Болгарская провидица Ванга говорила, что, расшифровав картины Рериха, человечество узнает своё прошлое, настоящее и будущее. Творчество художника действительно символично. Но как же рассмотреть всё это в необыкновенных картинах Н.К. Рериха? Только духовными очами.

«Можно в полной темноте стоять перед прекраснейшими произведениями искусства. Ибо тьма – в нас самих».

Николай Константинович стал запечатлевать на полотне горные вершины во время Трансгималайской экспедиции. Он знал о горах то, чего не знают многие земляне.

Его духовный взор проникал на далёкие расстояния. Многие вершины он писал по памяти. В конце прошлого века учёные с удивлением обнаружили, что снимки Гималайских гор из космоса в точности соответствовали тем изображениям, которые были на картинах Рериха. Значит, он смотрел на них из космического пространства?!

Юрий Гагарин, взглянув в иллюминатор на нашу Землю, поразился, сказав: «как на картинах Рериха».

Оказывается, все необыкновенные цвета горных вершин на полотнах – это не результат творческого воображения художника.

Горы действительно на закате или восходе солнца окрашиваются в лиловые и пурпурные, синие и жёлтые цвета. Об этом свидетельствуют те, кто побывал в Гималаях.

Н.К. Рерих. Рассвет.
Н.К. Рерих. Рассвет.

 

Н.К. Рерих. Мысль
Н.К. Рерих. Мысль

 

А ещё горы таят в себе особую символичность.

Напомню вам одну притчу из Космических Легенд Востока.

«Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота».

И Создатель ответил: «Рано давать крылья, они понесут их на смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Так различаются люди на равнинных и горных».

Да, Рерих несомненно относился ко вторым. Его горы – это не просто земная твердь. Это символ восхождения духа, символ преодоления препятствий. Мы понимаем: чтобы взобраться на каждую вершину, нужно пройти немалый путь, испытать страх и сомнение, ободрать локти и колени, взбираясь по неприступным скалам, и всё же – дойти до цели.

Н.К. Рерих. Путь
Н.К. Рерих. Путь

Известный русский писатель Леонид Андреев назвал всё наследие Николая Константиновича Державой Рериха. Как красиво подмечено.

«Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. Даже для профана, который видит живопись смутно, как во сне, и принимает её постольку, поскольку она воспроизводит знакомую действительность, картины Рериха полны странного очарования; так сорока восхищается бриллиантом, даже не зная его великой и особой ценности для людей. Ибо богатство его красок беспредельно, а с ним беспредельна и щедрость, всегда неожиданная, всегда радующая глаза и душу.

Видеть картину Рериха – это всегда видеть новое, то, чего вы не видали никогда и нигде, даже у самого Рериха. Есть прекрасные художники, которые всегда кого-то и что-то напоминают. Рерих может напоминать только те чарующие и священные сны, что снятся лишь чистым юношам и старцам и на мгновение сближают их смертную душу с миром неземных откровений. Так, даже не понимая Рериха, порою не любя его, как не любит профан все загадочное и непонятное, толпа покорно склоняется перед его светлой красотою…

Колумб открыл Америку, ещё один кусочек все той же знакомой земли, продолжил уже начертанную линию – и его до сих пор славят за это. Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир!

Целый новый мир!

Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах.

Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть жизнь и смерть, святые и воины, мир и война – там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи... Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география. И, забываясь, можно по-смертному позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит – видит такой прекрасный мир, мудрый, преображённый, прозрачно-светлый и примиренный, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей.

Н.К. Рерих. Горы Гималаи
Н.К. Рерих. Горы Гималаи

Ища в чужом своего, вечно стремясь небесное объяснить земным, Рериха как будто приближают к пониманию, называя его художником седой варяжской старины, поэтом севера. Это мне кажется ошибкой — Рерих не слуга земли ни в её прошлом, ни в настоящем: он весь в своём мире и не покидает его…

И ещё одно важнейшее можно сказать о мире Рериха – это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю, да и кто знает имя правды? – но её присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом. Словно снял здесь художник с человека всё наносное, всё лишнее, злое и мешающее, обнял его и землю нежным взглядом любви – и задумался глубоко. И задумался глубоко, что-то прозревая... Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли.

Такова держава Рериха. Бесплодной будет всякая попытка передать словами и её очарование, и красоту; то, что так выражено красками, не терпит соперничества слова и не нуждается в нем. Но если уместна шутка в таком серьёзном вопросе, то не мешает послать в царство Рериха целую серьёзную бородатую экспедицию для исследования. Пусть ходят и измеряют, пусть думают и считают; потом пусть пишут историю этой новой земли и заносят её на карты человеческих откровений, где лишь редчайшие художники создали и укрепили свои царства".

Насладиться творчеством Николая Константиновича Рериха, изображёнными им горными вершинами, можно в этом слайдшоу.

 

Картины Рериха Горы Гималаи наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Восхождение к высотам духа – смысл человеческого существования. Для некоторых эти горные вершины – как немой укор. А для тех, кто проникает в глубины бытия, это – зовущая великая тайна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: