Елена Ивановна Рерих – матерь Агни Йоги, посланница Иерархии Светлых Сил

ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ В ПОЛТАВСКОМ ОБЩЕСТВЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ (12.02.97)

ВЕДУЩИЙ: У Нас есть на вашей планете доверенная, испившая чашу опыта. Она послана вам, как свидетельница космических явлений, как посланница Моих поручений, как ваша пророчица будущего.

ВЕДУЩАЯ 1: Урусвати хранит озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель. Только воспоминание о действительности может вызвать в детском сознании такое яркое представление. Малая девочка, никем не поощряемая, сама, своим сознанием, направляется к подвигу сужденному. Когда путник отправляется с вашим поручением, когда он и ранее прикасался к Братству, тогда уже от младенчества он получает озарение. Он видит знамена Света, к нему Мы приходим в разных обликах, он слышит серебряные звоны, и его серебряная нить натянута к нам!

Елена Ивановна Рерих (Шапошникова)
Елена Ивановна Рерих (Шапошникова)

ВЕДУЩИЙ: Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни-Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному огню.

ВЕДУЩАЯ 2: Почтим память Матери Агни Йоги более углубленным пониманием великой миссии ее жизни и осознанием того, что данное через нее Учение Живой Этики дано человечеству на грядущие долгие века на пороге Века Майтрейи.

ВЕДУЩАЯ 1: Земля и Небо. Вечное притяжение и вечное отталкивание, а между ними — хрупкий человек, такой, казалось бы, незначительный и слабый, но на самом деле сильный, способный соединить в себе это Небо и эту Землю и установить между ними так необходимую им гармонию, сотворив ее, прежде всего, в самом себе.
Елена Ивановна Рерих была той, которая принесла в нашу нелегкую земную жизнь дыхание Космоса, понимание смысла человеческой жизни и необходимости такого духовного продвижения, при котором этот смысл стал бы высоким и космичным.

ВЕДУЩАЯ 2: Человечество стоит сейчас у порога Нового мира. Огненные энергии приближаются к Земле, чтобы очистить пространство планеты. Соединение огней лучших человеческих действий, огненного стремления к совершенствованию с огнями пространства, с Огнем Святого Духа, — это и есть то Огненное Крещение, о котором говорил Христос. И вот, в преддверии этого нового эволюционного витка, в 20-х годах нашего века, начался эволюционный эксперимент, впервые в истории человечества научно описанный и осмысленный.
Эксперимент проводили Космические Иерархи, Старшие Братья человечества. А звеном, соединяющим человечество с Обителью Света, была она, русская женщина Елена Ивановна Рерих, от которой теперь зависела судьба космической эволюции планеты Земля. Но об этом тогда знали лишь самые близкие. И мало кто понимал, что с начала ее мучительного эксперимента над планетой загорелась заря Нового мира. Но новый Бог не вознесся над нею. Над Землей встала она, Космический Иерарх и Великий Учитель.

Елена Ивановна Рерирх (портрет работы Святослава Рериха)
Елена Ивановна Рерирх (портрет работы Святослава Рериха)

ВЕДУЩИЙ: “Урусвати, — писал Тот, кто руководил космическим творчеством, — явит земли сочетание с небом. Урусвати явит красоты меру симфонией сфер, Урусвати явит луч Света, проникающий стены. Урусвати явит Щит, показавший течение Светил. Урусвати явит полет стрел духа... Теперь растет новое понимание земного пути на Небо. Утвердить Храм можно лишь путем Земли. Когда тяжесть камней Храма с духа ляжет на Землю, вздохнем все Мы. Урусвати чует. Урусвати знает. Урусвати явит. Урусвати явлена чудо на Земле зажечь. Урусвати Щита Нашего чистое покрытие надо соткать, потому говорю — “не мешайте Нашей Урусвати.”

ВЕДУЩАЯ 2: Великие Учителя следили за развитием Елены Ивановны в детстве, навевали ей сны и видения, через которые она постигала себя и все, что было с ней связано. Они держали свой Щит над ней, стараясь оберечь от ненужных случайностей. Ее Главный Учитель и Наставник вел ее от детства до самых последних дней.
Приступая непосредственно к эволюционному творчеству, Великий Учитель старался объяснить Елене Ивановне его суть и те трудности, которые встречаются и еще встретятся на ее пути. “Строение новых мировых комбинаций не протекает так легко. Переживем грозу и ливень.”

ВЕДУЩАЯ 1: “На три отдела, — говорит Учитель, — разделяется работа Братства. Первый — изыскания улучшения земного плана. Второй — искания передачи людям этих результатов. Третий — изыскания способов сообщения с Мирами.”
Елена Ивановна Рерих участвовала в формировании всех трех этапов, и в каждом из них присутствовала ее энергетика, ее боль и страдание. Возможно, именно она, как никто другой, понимала значение Земли в этом космическом творчестве, и, пройдя через все, постигнув высокую Истину “руками и ногами человеческими”, она напишет потом: “...на Земле, как в горниле, самые разнообразные энергии сталкиваются, притягиваются, уявляются на очищении и трансмутации в более совершенные, или тонкие энергии под воздействием огня пробужденного духа. От таких столкновений и неожиданных соединений различных энергий нарождаются новые энергии, несущие новое творчество, новые возможности. Земля есть место испытания, искупления и великого творчества. Место последнего суда, ибо тут совершается отбор. Запомните, ...что только на Земле мы можем приобрести и ассимилировать новые энергии или обновить состав своих энергий.”

ВЕДУЩАЯ 2: Уникальные записи о “строительстве космическом”, которые Елена Ивановна назвала “Огненным Опытом”, относятся к 1924 году, когда Рерихи жили в Дарджилинге и собирались в Центрально-Азиатскую экспедицию. Эта связь в пространстве и во времени, возникшая между Космическим экспериментом и начавшейся экспедицией, лишний раз подтверждает ее значительную эволюционную нагрузку. Лучи Космических Иерархов, как тонкие хирургические инструменты, формировали новую энергетику Елены Ивановны Рерих, в которой Земля сопрягалась с Мирами иных состояний материи и иных измерений. И, прежде всего, с Миром Огненным, миром духотворчества, без которого невозможно было ни обновление Земли, ни новый эволюционный виток, к которому стремился одухотворенный Космос. Временами Елена Ивановна испытывала огромные энергетические перегрузки.
Земля стремительно шла к новому эволюционному витку, и как-будто откуда-то издалека доносился голос Учителя: «Мой Дом теперь в пустыне, куда Мы собрались для Построения Новой Эпохи.»

ВЕДУЩИЙ: “Урусвати производит опыт особо важный. Вручить Провод Братства человеку, находящемуся в жизни, — шаг новый. Одно дело — руководство Одного Учителя, другое — оказать доверие к Жизни Братства. Не приукрашенная, рабочая Жизнь может быть доверена тому, кто найдет силу настоящего бесстрашия. Этот опыт дается Нами впервые… В нем Высшие Силы низводятся как бы на Землю, и новый канал Блага устанавливается…”

ВЕДУЩАЯ 1: Отныне Великая Сщность и земная женщина, Елена Ивановна Рерих, будет ощущать и ассимилировать каждую новую энергию, приходящую из Космоса. Она будет приводить ее в соответствие с эволюционным процессом и давать ему новый энергетический импульс. Земное тело Елены Ивановны, измененное и утонченное экспериментом, уже не сможет существовать так, как существуют остальные земные тела.

ВЕДУЩАЯ 2: “Ее жизнь в Гималаях, — писали ее сыновья в 1956 году, — была наполнена ежедневным усиленным творческим трудом. Все часы дня, даже многие часы ночи посвящались этому великому деланию. Трудно себе представить то напряжение, которого требовала эта работа. Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин предвечной правды. Ее жизнь горела, как живой светильник, утверждая своим примером существование иного, прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям.”

ВЕДУЩИЙ: “Богочеловек ступает явным устремленным искупителем человечества. Ту сокровенную истину о Богочеловеке Мы храним. Утверждаю — Тара, несущая пламенную “чашу” устремлений искупления человечества, может утвердить Наше явление среди людей.”

Богочеловек

ВЕДУЩАЯ 1: “Вы хотели бы знать нечто о моей работе, о моем опыте. Трудно описать эту работу огненную. Я прохожу новую науку — изучение огненных напряжений и проявлений в пространстве и в человеческом организме. Наука эта есть сотрудничество с Космосом, с самыми тонкими энергиями его. Каждый нерв, каждая вибрация являют созвучие с космическим напряжением. Новые проявления огня в организме, среди домашнего обихода, в окружении людей, являются, по словам В[еликого] Вл[адыки], еще небывалым феноменом. Эта огненная трансмутация всего организма очень трудна, тяжка, и я трижды была на границе огненной смерти. Последний раз после ухода Н.К. Много страданий приносит она, но и радость велика, ибо именно только огненность дает возможность теснейшего Общения с Силами Света; дает возможность получить знание настоящее и ответы на запросы духа, но такая возможность полна великой ответственности. Но радость оправдывает все страдания.”

ВЕДУЩИЙ: Опыт Матери Агни Йоги был не только опытом восприятия Огня, но и искуплением человечества, испитием всех ужасных ядов, которые наводнили планету до такой степени, что угрожали ей взрывом. Сложилось так, что духовное развитие человечества ХХ века не соответствовало уровню приближающейся энергии Огня. Оно оказалось много ниже этой энергии. Нужен был Искупитель или Спаситель, который бы трансмутировал высокие космические энергии, необходимые человечеству для дальнейшего продвижения, в более низкие, соответствующие его энергетическому потенциалу. Елена Ивановна находилась в самом трудном звене космических Иерархов — между тяжелым физическим миром и миром высоких форм и энергий. Она как бы существовала одновременно в двух разных мирах — “верхнем” и “нижнем”, напоминая собой атланта, который “держит небо на каменных плечах”. Но у нее были хрупкие, подверженные болям плечи земной женщины.

ВЕДУЩАЯ 2: Тяжесть земных сфер распинала ее каждый день на кресте страданий и боли. Но она, искупая низкий уровень человеческого сознания, который заслонил идущим путь к высотам Духа, звала за собой всех тех, кто еще был способен двигаться. “Вперед, вперед, только вперед и без оглядки,” — писала она в одном из писем. Она слышала громовые раскаты Великого Приближения. Она чувствовала, как содрогались недра Земли в геологических катаклизмах, как беспокойство и смута овладевали целыми народами, как темнота и невежество подымали голову. В ее сердце земной женщины соединялись как бы два потока. Один шел сверху, напряженный тонкими и высокими энергиями, другой поднимался снизу, наполненный земной тяжестью человеческих низких страстей, кровью, жестокостью, ложью, неизжитыми животными инстинктами. Все это, смешиваясь, кипело в ее сердце, как раскаленный металл в доменной печи, чтобы вытечь потом золотым лучистым сплавом, который наполнит Планету трансформированной ею энергией, энергией нового сознания и высокого духа. Вперед, вперед, только вперед! У горизонта возвышалась вершина, сверкающая, как снег, а подступы к ней были загромождены глыбами льда человеческого непонимания, неверия и лености. Она вела вверх, защищая собой всех, кто рискнул пуститься за ней, и тех, кто остался там, внизу. Острая боль пронзала сердце, и она временами задыхалась. Чтобы как-то ослабить эту боль и иметь возможность работать, она пила таблетки строфантина. Ее сердце в моменты энергетического напряжения уже не принадлежало ей. Это было сердце земного человечества, которое посылало энергию Земли в космическую беспредельность, туда, где пульсировал Космический Магнит, лучи которого направлялись к нам, в глухое еще пространство эволюции, и вновь принимались этим сердцем. “Когда центры могут пламенно отражать волю Космического Магнита, тогда психодинамика духа соединяет планы высшие с планетою.” Она и соединяла в себе эти планы — земные и высшие.

ВЕДУЩИЙ: “Агни-йог, — говорится в Учении, — который прошел через огненное крещение и огненную трансмутацию, не пребывает больше в плотном теле, ибо когда тело пропускает огненные токи, вся его сущность меняется… Все возрастающие огненные явления, устремляя дух в Высшие Миры, делают сферы земные тяжкими. Запомним, что тонкое доступно лишь тонкому, и почтим великую Матерь Агни Йоги.”
“Агни-Йога только вводится в жизнь, и те, кто предоставили себя воздействию сил, претерпевают особые трудности, как бы люди различной расы”. Матерь Агни-Йоги собою явила сущность того преображения, которое суждено и которого достигнут люди в будущем. Мечтают люди о преображении различных способностей, желают утверждения различных сиддхи, но не знают и не подозревают мечтатели, через какие трудности, испытания и чисто физические страдания и боли надо пройти, чтобы желаемое состоялось. А когда загораются центры и необычайно обостряется чуткость и восприимчивость организма, общение даже с близкими людьми становится тоже своего рода испытанием, после которого тело болеет.

ВЕДУЩАЯ 2: Можно попытаться представить, через какую страшную Голгофу и распятие прошел этот Великий Дух, если учитывать и то, что явление полного раскрытия всех центров Елены Ивановны произошло в разгар Армагеддона, когда отравление планеты достигло невероятных масштабов.
О том, как происходит раскрытие огненных центров в организме человека, и какие при этом испытываются страдания, может дать представление одно из писем Елены Ивановны, написанное 22 мая 1939 года.

ВЕДУЩАЯ 1: “Дорогая Н.Д., спасибо от всего сердца за ваши добрые и бодрые мысли. Мужество и терпение и особая торжественность при осознании необычайности происходящего нужны сейчас больше, чем когда-либо. Также необходимо, чтобы все друзья бережно относились к своему здоровью. Эпидемия воспаления слизистых оболочек очень распространена, и следует принимать меры против такого поражения тканей. Спасибо, родная, за Вашу заботу о моем самочувствии. Вас интересует вопрос, могу ли я пользоваться медицинской помощью? Конечно, да, именно там, где она может быть необходимой, например, при разных хирургических случаях или применении дезинфекционных средств. Но все жаропонижающие тяжко отражаются на моем сердце, потому я не принимаю их, но поверх всех средств я могу воспринимать вибрации, посылаемые Великим Владыкою, и эти вибрации утишают и даже совершенно останавливают многие воспаления. Неоднократно я была спасена ими от общего возгорания центров, или от огненной смерти, от которой, в свое время, погибали некоторые монахи и монахини. Во время последнего заболевания вибрации остановили воспаление среднего уха, которое началось внезапно перед ночью и с большой силой, но на утро боль затихла и осталась лишь заложенность в ухе, которая сейчас начинает проходить. Это заболевание для меня было совершенно необычным, ибо я не подвержена простудам, и хрипы в бронхах мне не известны, так же, как и насморк для меня явление совершенно необычное. А тут я получила и хрипы, и сильнейший отвратительный насморк с сильными болями в области синуса, конечно, почти все время не оставляла мучительная головная боль. Также и обильный ночной пот — явление новое для меня, ибо я редко потею и принадлежу к так называемым сухим организмам. Пишу все это Вам как врачу. Кривая температуры была, говорят, характерна для инфлюэнцы. Так берегите себя от простуды.
Хочу Вам объяснить некоторые ощущения при раскрытии солнечного сплетения. Нужно сказать, что я не страдала никакими желудочными заболеваниями, но во время войны и в годы революции я изредка испытывала приступы сильной боли в желудке или, вернее, в солнечном сплетении. Иногда они сопровождались рвотой. Но так как я не любила лечиться, будучи от природы очень здоровой, и к тому же боли эти довольно скоро проходили, то я не обращала никакого внимания и даже не придерживалась диеты. Скоро эти болезненные явления и вовсе прекратились. Но в начале 1924 года уже в Индии началось новое ощущение в области солнечного сплетения. Его можно было сравнить с ощущеним движения и даже как бы вращения чего-то живого у подложечки, и это явление непременно сопровождалось тошнотой и обильным слюновыделением. Ощущение очень неприятное. Оно бывало кратковременным и тоже не слишком частым. При этом я могла есть решительно все, пища не играла никакой роли, лишь количество ее было уменьшено. После этого года снова был большой промежуток времени, когда я очень редко замечала это движение в солнечном сплетении. Появились новые ощущения в связи с другими центрами. Но в 29, 30 и 31 году эти явления участились, особенно рвота слюной.
От болей мне помогала двууглекислая сода. Стоило мне принять полчайной ложки соды — и боли прекращались. Вообще, нужно знать, что при напряжении центров происходит большое скопление газов, которые и давят на центр и тем вызывают болезненные ощущения. Следующие годы боли ощущались периодически, но гораздо слабее, и иногда проходили недели и целые месяцы, и я не замечала этих явлений. Конечно, часто эти боли появляются дня за два до больших землетрясений или других стихийных катаклизмов, также и при вспышках народных смятений. При этом бывают другие ощущения, как, например, сильная головная боль и мучительное тянущее чувство в ногах и руках, сопровождающееся сильным горением их. Много разных болей пришлось испытать в связи с раскрытием и воспламенением того или иного центра, но одна из самых мучительных — это воспламенение центра легких. Боль настолько сильная, что не знаешь, какое положение принять. Лежать невозможно, и малейшее движение вызывает невольный крик.
Однажды такая боль продолжалась три недели, было очень трудно. Но отметить следует, что легкие у меня идеальные, и я не страдала никогда даже бронхитом. Также болезненны центры оплечий. При этих болях тоже можно лежать лишь на спине, ибо часто оба оплечия воспламеняются одновременно. Сейчас эти боли уже оставили меня. Мучительно было подготовительное открывание центров живота, но это уже прошло. Больше всего беспокоили меня центры в коленях, очень не люблю горение запястий и ступней. Центры скул не болезненны, также и головные центры не были мучительны, и третий глаз не беспокоил меня чрезмерно. Раз только чрезмерное давление вызвало ужасающее кровотечение из носа, мне стало легче. Сейчас мое слабое место — сердце, оно немного пострадало при огненном опыте, особенно после происшедшего общего возгорания центров, которое случилось у меня на высотах Тибета из-за отравления кизячным дымом, которым наполнена была стоянка местечка Нагчу. Я была спасена лучом Великого Владыки, горение было ужасное. Несколько дней я изредка глотала льдинки мороженого молока. Центр гортани был настолько воспламенен и опух, что с трудом могла проглотить слюну. Там же случилось и второе возгорание, но менее сильное. Достаточно сказать, что при температуре от 15 до 20 по Реомюру в неотапливаемом помещении я лежала в одной рубашке и едва переносила простыню на ногах; шея, грудь и руки до плеч были обнажены, даже и весь 29 и 30-й год с весны до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяною водою, а у кровати моей стояли лоханки, наполненные снегом, чтобы я могла охлаждать ноги и руки. В те дни милые русские девочки убирали мою комнату, и застилая постель, постоянно получали сильные электрические разряды от моих вещей. Когда же я сама прикасалась к своим носильным вещам, то получались сильные вспышки сине-серебристого или же лилово-серебристого огня. Конечно, этот огонь виден был окружающим. Истинно, сон Валькирии, окруженной огнем, не сказка. Не описать в письме всех огненных явлений, но имеются десятки тетрадей этого огненного опыта.
Пусть эти краткие описания послужат вехами…”

Трансмутация космических огней

ВЕДУЩАЯ 2: Елена Ивановна Рерих стала живым проводом, по которому шел к человечеству голос самого Владыки Шамбалы. Сокровенная наука преобразовывалась высшим сознанием Тары в понятные нам слова, привычные образы, доступные понятия.
Мысли и слова Учителя и ученицы, а также ее личный опыт ассимиляции Пространственного Огня сложились в параграфы Сокровенного Учения, названного Живой Этикой, или Агни Йогой.
Из первых уст нам дано узнать, как создавалась серия книг Учения Огня, как осуществлялась таинственная связь с Владыкой Шамбалы, находящимся вне пределов видимости. По признанию самой Елены Ивановны, Учение передавалось Главой Гималайской Твердыни яснослышанием — духовным слышанием.

ВЕДУЩАЯ 1: Конечно, Великий Учитель никогда не писал и не пишет Сам Учение, но диктует его, и я принимаю его яснослышанием... Огненный провод яснослышания считается самым прямым, самым ближайшим и сокровенным. Только невежда в оккультизме может считать, что письма, переданные хотя бы и по оккультной почте, доказывают больший контакт, нежели непосредственный огненный провод яснослышания, которым пользуются между собой все Белые Братья! Все книги Учения указуют на этот прямой контакт. Неужели опыт Агни Йоги мог быть пройден и проходим без прямого контакта с Учителем? Ведь все книги даны и даются Владыкой на основании этого опыта. Конечно, может быть, я сделала ошибку, что где могла вычеркивала в книгах свое имя, что даже породило некоторые нежелательные заблуждения. Но Вам скажу, что все огненные явления, описанные в книгах Учения, были пережиты мною. Также можете смело утверждать, что Николай Константинович и я состоим не только в прямом контакте с Белым Братством, но и в ближайшем и в теснейшем, на что имеются сокровенные доказательства, известные истинным Посвященным.
...Мы не пребываем в Твердыне Белого Братства, ибо невозможно после длительного пребывания в той атмосфере снова присоединиться на долгое время к людям и строить с ними. Но наше обиталище Владыка называет Ашрамом, ибо, истинно, в нем установлен огненный престол и пребывают восприемники живого огня. Также пусть книги Учения связываются с нашим именем, и неважно, кому из нас двоих будут приписаны они, ибо, истинно, мы оба являемся восприемниками посылаемой этой Мудрости.

ВЕДУЩИЙ: В веках, когда Учение Жизни дойдет до сознания многих, и наука об огненных центрах человека получит признание, подвиг Матери Агни-Йоги будет оценен по справедливости. И возвышено будет имя ее человечеством. Каждое слово Учения было написано ее собственной рукой. Находилась она в непосредственном и близком контакте с Одним из Семи, Высочайшим. И личный и пространственный провод был в ее распоряжении. И был ей открыт и доступен Океан Учения во всей его неисчерпаемости. Сокровищница пространственной мысли держала распахнутыми для нее свои двери. И было сердце ее открыто для всех, кто приходил и обращался к ней за Светом. И ласку великого сердца ее, радость, надежду, подъем и вдохновение несла каждому, кто счастье имел с нею соприкоснуться, и чье сознание могло ответствовать созвучно на Свет, излучаемый ею.

ВЕДУЩАЯ 2: Живая этика создавалась Еленой Ивановной в сотрудничестве с Великими Душами, а ее «Письма» являют блестящий образец ее индивидуального творчества. Она обладала удивительным даром просветителя, талантливого популяризатора и терпеливого наставника для тех, кто стремился постигнуть Учение. Не упрощая сложности проблемы, Елена Ивановна могла сделать ее доступной даже для малоподготовленного человека. Она многим сумела «открыть глаза» и помочь в продвижении на трудном пути нового знания.
В сердечном желании добра писались эти письма. Всегда было нужно это пожелание, а сейчас оно совершенно необходимо.

ВЕДУЩИЙ: Живая Этика не для слабых сердцем, и потому в эту группу можно принимать лишь души испытанные. Не количество, а качество. И если закаленных сердец нет, то лучше и не начинать. Мы не должны профанировать светлое Учение. Кроме того, мы не миссионеры. Мы ищем свободных душ, не связанных никакими страхами, часто, только миражом. «Учение не серебряные бирюльки, не орешки в сахаре. Учение — мощная руда.» Книги Учения будут расходиться и попадать в нужные руки, и это самое главное. Ведь столько душ, ищущих Света и новых ценностей среди хаоса всех попранных и униженных высших Понятий.

ВЕДУЩАЯ 1: Относительно распространения Учения тоже не слишком печалуйтесь. Не следует зазывать и навязывать его. Лишь страшный вред получится от подобного навязывания. Припомните, как Учение предупреждает против всего насильственного: “Сознающее свое значение Учение не будет выставлять себя на базаре. Тонка черта между утверждением и навязыванием. Часто можно унизить себя не по цели. Каждая капля, мимо упавшая, обращается в жгучую кислоту. Насильственное набухание дает водянку, и вы знаете, что лечение ее невозможно. Потому только качество, но не количество. Каждый постучавшийся отвечает сам, но зазванный ляжет жерновом на шее звонаря. Потому звоните лишь вовремя — так избегнете миссионерства." Итак, не заботьтеся чрезмерно распространять Учение Света. Учение проталкивается путями неведомыми. Лишь держите сердце на страже и не промолчите на стук страждущего и ищущего.

ВЕДУЩАЯ 2: Если Учение говорит об улучшении жизни и самоусовершенствовании, то и прекрасно, и пусть каждое такое Учение имеет своих последователей. Но зачем же всех непременно сажать за один стол? Люди так разны, не лучше ли им предоставить объединяться свободно на той ступени сознания, которая им ближе? Зачем всех насильно тащить в свою? Ведь если даже прекрасные цветы нужно подбирать и рассаживать по их оккультным свойствам, иначе они друг друга разрушают, если даже пестрый букет цветов, собранный без этого знания, может явиться взрывателем и источником заболевания, то насколько же больше приложимо это к людям, и как осторожны должны быть они в своем приближении к духовным Источникам или же собираясь в кружки. Ведь духовное единение есть прежде всего допущение множества и разнообразия ступеней сознания, но не навязывание своей. Желание какого-то примирения есть уже такое навязывание. В основу должен быть положен пример Природы, все в себя вмещающей и гармонично подбирающей свои соседства. Потому примем выражение жизни во всем ее многообразии, ибо, истинно, в этом вся мощь и красота. Потому то, что ближе нашему сердцу, и есть наша настоящая ступень.
Путь Истины, путь высший всегда проходит поверх организаций и обществ, ибо он вмещает всех ищущих Общего Блага и идущих в Высшем Служении.

ВЕДУЩИЙ: Конечно, Вы правильно понимаете, что прежде всего нужно самим применять Учение в жизни и работать над собою. Ибо как же иначе можем мы привлекать искренно ищущих душ? Ведь на каждом, приблизившемся к Учению, лежит обязанность раздавать полученные им зерна. И будет ли удачен такой посев, если сами мы не будем уметь ценить и в[зрастить] зерна, доверенные нам. Многие ли найдутся, кто на веру примут наши зерна? Многие захотят убедиться в результате, увидеть всходы этих зерен. Потому так важны наглядные, личные примеры носителей зерен; важно показать жизненность Учения, насколько примененное Учение может преобразить весь характер человека и всю жизнь его. Давно уже сказано — «вера без дел мертва есть.» Так и Учение без приложения его пользы мало принесет.

ВЕДУЩАЯ 1: Пусть светляки светят, но только бы не уловили их в свои сети некоторые охотнички и не произошло бы предательства дела. Произнесение высоких слов — одно, а применение их в жизни — нечто совершенно другое. И обычно эти два действия в жизни не сотрудничают. Так, я очень не люблю слышать, что кто-то готов жизнь положить за Учение. В большинстве случаев, почти всегда, это величайшая ложь. За всю мою жизнь я встретила только одного человека, готового пожертвовать действительно всем. Другие шли и жертвовали или от избытка, или ради выгоды, услышав, что каждый дар возвращается стократно. Но когда эта стократность не проявлялась так, как они ее ожидали или же не в ожидаемый ими час, они обращались в злейших врагов, в предателей дела. Часто они отворачивались у последней черты.
Есть еще третий тип людей, наиболее распространенный, который считает, что одно приближение их к Учению есть уже величайшее одолжение с их стороны. В самомнении своем они думают, что Владыки готовы служить пуджу каждому приблизившемуся или прочитавшему их Учение.
Нет, Владыки радуются и оказывают действенную помощь лишь истинно стремящемуся. На мотыльков же Они смотрят с грустью, ибо знают, через какие вековые трудности должны будут они пройти, прежде чем смогут приблизиться к Твердыне Света. Хотелось бы дать им прочесть следующую страницу Учения:

ВЕДУЩИЙ: Решит кто-то: «Разве трудна настороженность, или соизмеримость, или подвижность, или преданность? Вот чувствую, что могу вместить эти условия, не возьмете ли меня в дальний путь, в ОБЩИНУ?» Но разве этот спешный путник подумал о непременном условии сказанных им качеств? Забыта постоянность. Мелькающие огоньки только на миг вмещают все качества пламени, но тьма поглощает их так же быстро, как жаровня снежинку. Нельзя доверять моменту вмещения, только ПОСТОЯННОСТЬ, закаленная трудом и препятствиями, дает возможность поверить ценности вмещения. Истинный музыкант не думает над каждым пальцем, вызывающим звук, только ученик считает годные пальцы. Истинный сотрудник не думает о намеренном применении качеств труда. Музыка сфер сливается с песней преуспеяния труда. Думайте, как ПОСТОЯННОСТЬ подобна лестнице огненной!
Решит кто-то: „Пройду по огненной лестнице.“ — Иди, каждому путь открыт. Но помни, в случае страха ступени расплавляются в жидкое пламя. Куда пойдешь, не владея качеством работы?» "Когда Мы говорим: «лучше спать на кедровых корнях», то последователь может легко исполнить совет. Легко спать, да еще по совету. Но, когда сказано: «прими постоянный дозор», тогда становятся горячими ступени. Одно нужно твердить — «не легка лестница». Плох вождь, скрывающий истинную опасность. Преодолеть ее можно лишь полным знанием.
Вижу, идет другой неразумец — этот еще несовершеннее. Он порицает: «К чему торжественное вещание?» Скажем: «Торжественность предупреждения пропорциональна унизительности писка твоего при опасности. Двуногий! Сколько раз ты терял лицо свое при первой трудности! Мы видели тебя чернее угля, и отрицания твои наполняют тебя зловонием. Плохо тебе живется, сжег ты ступени, и просишь ты милостыню у бездны.»
Новый вопрошатель: « Как примирить учение с наукой?» Если наука преподает достоверное знание, то Учение и есть наука. Какую цель имеет наука, если она распухла от предрассудков? Тот, кто обеспокоен торжественностью утверждений, тот понимает науку как логово мещанства. Тому, кто мыслит о Новом Мире, тому нет вреда от ползающих гадов. Говорю — знаю всю сложность построения. Не скрою, как далеко носить камни, как велико безводие! Именно это сознание, именно бесчисленность звезд дает утверждение ступеней огненных.

ВЕДУЩАЯ 1: Призыв дан, и вы услышали его. Вы полюбили книги Учения и тем приняли зов. Но приношение подвига требует, кроме принятия зова, и великой работы над собой. Почему думать, что подвиг должен быть где-то в ином месте, нежели там, где мы живем, или в каких-то иных условиях? Истинно, велик подвиг внесения Учения в жизнь каждого дня, в давании радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. В наше время все искусственные испытания отменены и ученик должен в жизни уметь встречать и преодолевать трудности и препятствия, при этом принимаются во внимание его внутренние побуждения и взвешиваются его способности находчивости, мужества, зоркости и осмотрительности, честности и преданности. И, конечно, как и раньше, лишь ничтожное число учеников выдерживают испытания. Но ученики, в которых потенциал прежних накоплений велик, умеют радоваться всем трудностям. Так, мы и наши ближайшие научились ходить по краю пропасти. И до сих пор всегда были охранены на пределе чудесною помощью. Великое доверие и преданность и признательность к Иерархии Света живут в сердцах истинных учеников, конечно, потому и возможно такое чудесное покровительство и охранение. Когда цела серебряная нить, связующая сердце ученика с Учителем, то ничто не страшно, и все необходимое приходит, но приходит в последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего напряжения.

ВЕДУЩАЯ 2: Карма, или космическая справедливость, каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить. Владыки никогда не вторгаются в Карму человека и потому не делают никаких исключений. Лишь карма может привести человека в Их Общину. И если такая Карма налицо, то никто и ничто, кроме самого человека не сможет воспрепятствовать осуществлению ее.
Так нужно помнить, что вибрации и Карма являются звеньями к Миру Огненному.

ВЕДУЩИЙ: Каждый Великий Дух имеет свое воинство, ближайшее к Нему не только по Карме, но и по основному Лучу. Каждый из нас, кроме тех элементов, которые входят в его тонкое тело и отвечают сочетаниям Светил, под которыми он воплотился, в сущности своей, или в зерне духа, принадлежит определенному Светилу, под которым произошло зачатие зерна его духа; это Светило и будет его Руководящей Звездою на всю Манвантару. Так возможно, что все, неудержимо стремящееся к Христу, именно принадлежит к его Светилу. Вл[адыка] М. является влад[ыкой] определенного Светила, и, конечно все духи, зародившиеся под лучами Его Светила, будут притянуты именно к Его Лучу. Столько оккультных оснований имеется для каждого очевидного проявления.

ВЕДУЩАЯ 1: Невозможно приблизиться к Твердыне Света и приобрести истинные знания, не заботясь об очищении своего мышления и уже совершенно не думая об омытии сердца в поте подвига самоотвержения. Опять-таки, все это говорится для сильных духом. Для слабых уже большая польза, если они, прочтя книги Учения, почуют в сердце некоторое тепло или повышенную вибрацию, которая, при повторных явлениях, может утвердиться и значительно очистить и укрепить их ауру.

ВЕДУЩАЯ 2: Пусть все новоприходящие не ждут немедленного облегчения и особых результатов, если в духе и сердце они не отдали себя всецело Служению Света. Как сказано: «Нужно уметь перед собою нести Учение, как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь и „бережность“, как к последней возможности и воде.» Вот если будет налицо такое устремление, то и возможности наши приумножатся. Истинный ученик идет, «влекомый непреодолимой любовью к Учению Света.”

ВЕДУЩИЙ: Да, все изменится к лучшему, когда начнем прилагать Учение к жизни без искажения, когда приступим к истинному сотрудничеству, когда прекратим одною рукою строить, другою разрушать; когда поймем, что дела начатые не есть дела личные, но общие; когда поймем, что недосмотр, упущение, ошибки и нарушение принципов каким-либо одним сотрудником должны рассматриваться, как упущение и нарушение их всеми членами, — только тогда будет понята истинная ответственность. Ответственность, прежде всего ищет великого равновесия, целесообразности, соизмеримости, достигаемых устремленным сотрудничеством.
Нет большего греха, как насилие над духом человека. Дух не терпит насилия, и горе соблазнившим. Только духовные узы, узы сердца, имеют значение и сплетают жизни наши на тысячелетия.

ВЕДУЩАЯ 1: Существует странный закон в оккультизме, который был установлен и подтвержден на протяжении тысячелетних опытов. ... Стоит только кому-нибудь вступить на путь „Испытуемого“, как начинают проявляться некоторые оккультные следствия. И первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств или скрытых желаний, хороших или дурных, или безразличных.
Например, если человек, в силу атавизма или же кармического наследства, тщеславен, или чувствителен, или самомнителен, то все эти пороки неминуемо выявятся в нем, даже если до сих пор ему удавалось успешно скрывать или подавлять их. Они выступят неудержимо, и ему придется бороться с ними во сто раз сильнее, чем раньше, прежде чем ему удастся искоренить в себе подобные наклонности.
С другой стороны, если он добр, великодушен, целомудрен и воздержан или же имеет какие-либо добродетели, до сих пор находившиеся в нем в скрытом или спящем состоянии, они так же неудержимо проявятся, как и все остальное. Таким образом, цивилизованный человек, не терпящий, чтобы его принимали за святого, и потому налагающий на себя маску, не будет в состоянии скрыть своей истинной природы, будь она низка или благородна.
В области оккультного это есть Непреложный Закон. Действие его тем ярче, чем серьезнее и искреннее желание, выраженное кандидатом, и чем глубже он восчувствовал действительность и значение принятого им на себя обязательства.
Древняя оккультная аксиома: „Познай самого себя“- должна быть знакома каждому ученику. Но мало кто понял истинное значение этого мудрого изречения дельфийского Оракула...
Пишу все это, чтобы показать Вам, как часто так называемые ученики и последователи Учения начинают обнаруживать точно бы несвойственные им раньше черты. Истинно, прикасание к Источнику Света есть пробный камень для каждого.

ВЕДУЩАЯ 2: Нужно принять символ Вершины как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от Вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление Вершины остро, и каждая лишняя привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о Вершине Восхождения.

rerih-n.k._strannik-svetlogo-grada
Рерирх Н.К. Странник Светлого Града.

ВЕДУЩАЯ 1: Повторяю, группу, изучающую Живую Этику, я выделила бы и допускала бы в нее с большим выбором. Не стремилась к количеству, но лишь к качеству. Нужно всегда принимать во внимание сознание человека. Ведь даже вступившие на путь ученичества и считающие себя уже продвинувшимися при первом показанном им новом аспекте Истины возмущаются и даже начинают кощунствовать. Вот почему принятие в истинные ученики есть явление редчайшее и, как говорят Наши Махатмы, — пальцев на руке слишком много для числа их. Вот почему вступающие на путь ученичества должны пройти столько испытаний, прежде чем быть допущенными в кандидаты на призванных учеников.

ВЕДУЩИЙ: Трансмутация наших энергий или преображение их в высшие огни есть цель нашего существования. Лишь при достижении этой трансмутации наш организм становится достойным и согласованным приемником высших и тончайших энергий, исходящих от Иерарха Света. Потому примем несение подвига в работе, в жизни каждого дня. Будем жить радостью возможности приближения к Владыке Света, ибо, истинно, возможность эта в нас самих, и лишь сами мы можем ускорить достижение ее. Все горе, все счастье в нас самих. Великие Учителя всегда готовы протянуть руку помощи, но нужно уметь принять ее. Помните, как сказано о взывающих о Высшей помощи и не умеющих принять ее:
«Каждый мечтающий о помощи уже самолюбиво определяет направление и размер помощи. Точно слон может поместиться в низком подвале? Но просителю помощи нет дела до размера и соответствия. Среди зимы должны распуститься лилии и среди пустыни забить родник, иначе Учитель немногого стоит... Мой родник остался вне твоего взгляда, и ты не обернулся на Мои цветы ... Моя помощь отлетела, как испуганная птица. Мой посланец спешит назад ... Моя помощь отвергнута. Но путник продолжает тупо взывать о какой-то помощи и устремляет внимание на место своей будущей гибели. Потому Мы предлагаем всегда зоркость, подвижность, непредубежденность — нельзя иначе сопутствовать действительности.»

ВЕДУЩАЯ 2: Также великий Завет — „когда ученик готов, является и Учитель“ — мало кем понят. Не много тех, кто задумываются, что в действительности есть эта готовность. Не должна ли эта готовность заключать в себе определенные качества? Вся беда в том, что люди не хотят понять, что в основе этой готовности и всех достижений лежит следование Высшему Идеалу и огненная трансмутация наших чувств, всего нашего характера. Людям гораздо легче отказаться от всяких излишеств и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному достижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все Великие Учителя, заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один высокий раджа- или Агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях.
И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог или ученик, мысль его неотступно держится около Идеала, все совершается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указанная в эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов.

Владыка Мориа

Также и молитва, произносимая учеником, есть именно это непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным. По этому поводу вспоминается мне рассказ, как однажды великий мудрец Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал:» Моя молитва началась уже давно." И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, истинной молитвой перед Наивысшим?

ВЕДУЩИЙ: Именно из любви и преданности вытекают все другие качества, способствующие нашему продвижению, потому и будем растить их, как самый драгоценный цветок; и так как все растет и питается взаимно, то наибольшая любовь принесет и наибольший ответ. Потому окружим Великого Учителя огнем любви, охраним почитание Его, найдем самое бережное, самое высокое понимание Учения и Указов, и священно, молитвенно, в сердечном трепете будем предстоять перед красотою и величием творчества Его! Помните, кто выше поймет, тот выше подымется и сам.

ВЕДУЩАЯ 1: Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому, но в жизни оно применяется редко. Люди не думают, чисты ли их руки, и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры, чтобы не проникали приемы мощи к злоумышленникам. Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приемами йоги с дурными намерениями! Мыслитель указывал: «Сперва поймем добро и тогда пошлем его мысленно в мир.»

ВЕДУЩАЯ 2: Зло всюду одно — нетерпимость и страшная исключительность. ...Нужно, чтобы люди давали себе отчет в произносимых и приводимых ими словах. Должна быть осознана и ответственность за слова. На конце каждого слова может висеть судьба человека.
Не всегда разрешается мне писать так, как я хотела бы того. Постоянно приходится смягчать или вычеркивать лишнее, признаюсь, я люблю иногда вставить сильное сравнение или взорвать сознание, но, конечно, подчиняюсь Мудрости и придерживаюсь известных рамок. Ведь каждое слово может принести столько неожиданных реакций!

ВЕДУЩИЙ: Учение указывает на качества, которые, при заложении новой ступени, не должны больше гнездиться среди сотрудников, именно — властолюбие, самомнение, себялюбие, подозрительность и легкомыслие. Огненно запечатлеем в сердце осуждение Учителем к властвованию. Как уже не раз писала, властвование и истинное водительство являются антиподами. Одно есть порождение тьмы, другое — свет знания в вечном устремлении к совершенствованию. Властвование вульгарно, потому так много стремящихся к нему.
Властвование является главным препятствием на пути ученичества. Самомнение и властвование неделимы, и их порождение — духовное обнищание — приводит к разрушению.

ВЕДУЩАЯ 2: Как же внушить неготовым людям, что предмет мира высшего заслуживает сердечного отношения? Трудно с людьми, ничего не знающими, но еще труднее с людьми, проглотившими Учение, как ложку похлебки; от них можно ожидать особого предательства и извращения. Нет такого знамения, которое убедило бы совращенное сознание, что ему нужно смотреть не столько на ближних, сколько внутрь себя. Как можно видеть огонь, когда глаз ищет морщинку на лице соседа! Можно холодным сердцем удивляться и сомневаться в достижении другого и засыпать золою каждую искру сердца.

ВЕДУЩАЯ 1: При развитии сознания, при расширении горизонта мысли человек неизбежно будет ощущать свое одиночество. Каждому образованному и культурному человеку, поднимаясь над общим уровнем, становится все труднее и труднее приноравливаться к мышлению людскому. Что же нужно сказать о тех, кто раздвинул свой умственный горизонт до пределов дальних миров? Кто научился судить и не принимать очевидность за действительность? Кто, видя следствия, которыми поглощено и опутано человечество, знает истинные причины происходящего? Кто понимает и знает, что так называемая Незримость таит в себе все истинные причины, все мощные факторы нашего существования? И кто знает всю красоту высших миров? Какими мыслями, какими размерами замыслов, какими красотами творчества может он делиться с людьми, не поднимавшимися выше земного плана? Кто поймет его? И не должен ли он, дабы не вызвать недружелюбие и не причинить вреда, схоронить в себе свое знание и являть лишь тот облик, который приемлет сознание его собеседников, принимающих куриную очевидность за действительность? Сказано: «Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо вред покроет самую большую пользу. Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения.
Если трудно вложить малый меч в большие ножны, то насколько же труднее вложить большой меч в малые ножны!» И так, всем существом своим стремясь дать людям радость и счастье светом великого Учения, дух такого человека должен молчать и приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству, имеющему в виду лишь их Благо — это и есть великое ОДИНОЧЕСТВО.
Истинно, Агни-йог есть Лампада Пустыни и Пустынный Лев!

ВЕДУЩИЙ: Да, труден путь истинного ученичества! И лишь один, много двое, в столетие достигнут великой цели. Ведь никакие знания, никакие философии и тем более магические насилия не дадут нам духовности. Ибо лишь в жизненном опыте, в испитии яда жизни и всех иллюзий ее при сохранении великого устремления к служению Общему Благу накопляем мы ЧАШУ АМРИТЫ.

ВЕДУЩАЯ 2: Учитель может сообщить множество превосходных знаний, но, в конце концов, он скажет: “Теперь дойди один и докажи безбоязненность.” Особое напряжение потребуется в конце пути. Все знание разлетается, и путник остается одиноким на утесах восхождения. Одно пламя сердца согревает, когда собранные одежды раздираются вихрем. Слышатся голоса, но они не походят на любимый зов. Нужно заблаговременно приготовиться к Свету и принять его без страха.

На вершине

ВЕДУЩИЙ: Сердце мое так жаждет дать всем радость и облегчение, потому прошу всех проникнуться великою серьезностью и торжественностью времени и помнить, что мы должны напрячь все свои духовные силы, чтобы продержаться эти краткие годы. Будущее Родины нашей велико и прекрасно! Когда встретимся, наступит Светлое Будущее.

ВЕДУЩАЯ 1: Ошибочно думать, что нам было легче. Уж если мне нужно было каждодневно утверждать себя в радости и в Свете, значит, нагнетение и обременение обстоятельствами были велики. Ни Близость, ни утонченное восприятие, ни знаки даваемые — ничто не освобождало от обременения духа обстоятельствами. И шла на пределе. Когда вам тяжело, подумайте об этом и помните, что в легкости, спокое и беспечальном благополучии ничего ценного не зарождалось.

ВЕДУЩАЯ 2: Для каждого пробьет свой час! Истинно, не ведаем ни дня, ни часа. Потому шлю Вам пламенное желание сердца моего, чтобы Вы работали дружно и интенсивно, заботясь о гармонической атмосфере на ваших собраниях и собеседованиях. Пусть будут они немногочисленны, но светлы и согреты чувством горячей любви к Великому Учителю, Вас позвавшему. Время такое грозное, что лишь величайшей преданностью и сплоченностью можно пройти до великого срока, назначенного для нашей Родины.

ВЕДУЩАЯ 1: Всего Вам самого светлого и радостного. Радостное — это особое осознание близости аккорда драмы нашего человечества. Буду посылать Вам мысли мужества и великой терпимости, ибо последние капли яда ненависти и горечи упали в Чашу Космической Справедливости.
Истинно, Космос спешит на помощь. Лучи новой Планеты очистят нашу атмосферу, и возможно будет пробуждение сознания и возрождение человечества на основе всеобщего Братства.
Духом и сердцем с Вами.
Елена Рерих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: